Главная / Газета 9 Апреля 2004 г. 00:00 / Культура

О мультиках всерьез

Россия готовит экспансию своей анимации на Запад

МАРИЯ ДУБОВА

После первого крупного коммерческого успеха анимационного проекта «Карлик Нос» Россия собирается штурмовать Европу и Америку новыми супермультфильмами. В настоящее время в производстве находятся как минимум пять проектов, которые уже в этом году будут в состоянии бросить вызов студии Уолта Диснея.

shadow
После развала киностудии «Союзмультфильм» – крупнейшего монополиста в производстве анимации в СССР – около десяти лет в нашей стране практически не было мультиков: ни больших, ни маленьких. Анимационное возрождение началось в конце 90-х годов. Первой ласточкой стал выход в 1999 году полнометражки «Незнайка на Луне» (консультантом проекта был патриарх отечественной мультипликации, создатель трилогии о Винни Пухе Федор Хитрук). Правда, о широком прокате мечтать не приходилось. У картины было ограниченное число кинокопий, поскольку совершенно не было спроса на подобную продукцию, и большинство показов «Незнайки» стали благотворительными. Но создатели и не скрывали, что делали свой продукт в расчете на видео- и телерынок. В итоге вышла 16-серийная телеверсия «Незнайки», и деньги, затраченные на 80-минутный мультик, производители и инвесторы смогли вернуть за счет продаж.

Затем появились «Новые бременские музыканты» и «Волшебник страны Оз». Схема проката была та же: ограниченное число кинокопий, вложенные в производство деньги «возвращают» теле- и видеорынок. И только спустя 4 года после начала возрождения отечественной анимации появился первый полнометражный анимационный фильм, создатели которого не побоялись состязаться в кинопрокате с американскими мультипликационными блокбастерами типа «Ледникового периода». Ровно год назад на рекламных щитах Москвы и Санкт-Петербурга между постерами мюзиклов «Чикаго», «Иствикские ведьмы» и рекламой сольных концертов Филиппа Киркорова появились скромные плакаты с изображением чрезмерно носатого, но очаровательного карлика и многообещающим слоганом: «Отечественная анимация: второе рождение. Впервые в России – полнометражный анимационный фильм «Карлик Нос».

Картину выпустила самая успешная кинокомпания России «СТВ» (дилогия «Брат», «Олигарх», «Сестры», «Кукушка»), продюсером был Сергей Сельянов. В течение трех лет над фильмом трудились 130 художников во главе с Константином Бронзитом. На производство было затрачено около 2 миллионов долларов. Итог: 110 копий в 60 городах России. Прокатывала ленту самая мощная дистрибьюторская компания – «Каро». А теперь права у «СТВ» перекупила компания «Уорнер Бразерс» и выпустила в Германии количеством 200 копий. Известно, что только за первую неделю проката в Берлине «Карлик Нос» собрал около 500 тысяч евро.

Уже сейчас в производстве находится порядка 10 анимационных полнометражных фильмов (что, несомненно, свидетельствует о настоящем буме анимации). Среди них – «Князь Владимир», «Щелкунчик и мышиный король», «Руслан и Людмила», «Морской дьявол», «Печать царя Соломона» и продолжение приключений маленьких человечков «Незнайка и Баррабасс».

В 1998 году к Московской патриархии обратились голливудские аниматоры, задумавшие снять фильм об истории Древней Руси, действующими лицами которого были бы различные животные. Ответом им был категоричный отказ.

В том же году благословение патриарха Алексия II получил фильм, главным героем которого стал Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. Так началась работа над картиной «Князь Владимир». На протяжении 6 лет «Князя» рисовали (вручную и на компьютере) около 200 художников во главе с Андреем Добруновым. И уже в конце нынешнего года создатели обещают выпустить в прокат первую часть картины – под названием «Выбор». Всего частей будет две, длительность каждой – 78 минут. Предполагается, что «Князь Владимир» выйдет сразу в мировой кинопрокат – большой интерес к ленте проявляют в Юго-Восточной Азии, есть предложения от прокатчиков «Шрека». Как говорят продюсеры, к прокату анимационного фильма в стране впервые отнеслись как к бизнесу, и вместе с мультфильмом в магазинах появится сопутствующая продукция: шоколадки, конфеты, йогурты и другие товары. За князя Владимира в картине говорит Сергей Безруков, это его первая большая отечественная анимационная роль.

Как и для Эммануила Виторгана, который тоже впервые говорит за анимационного героя – разбойника Баррабасса (совсем не того, что вредил Буратино) из нового мультфильма «Незнайка и Баррабасс». Это еще одна лента о приключениях Незнайки и его друзей, созданная теми же художниками, что трудились над «Незнайкой на Луне». Всего их около 200, работа ведется уже третий год, стоимость 80-минутного проекта в два раза выше, чем у первой серии «Незнайки», – 1,5 млн. долларов.

Соответственно, и на раскрутку картины уйдет гораздо больше сил и средств. Ведь теперь ее будут выпускать в широкое кинопрокатное «плавание». Возможно, в рекламной кампании примут участие актеры, голосами которых говорят анимационные герои, – помимо Эммануила Виторгана, это будут Спартак Мишулин, Геннадий Хазанов, Юрий Гальцев, Матвей Ганапольский, а также композитор и музыкант Илья Лагутенко (группа «Мумий Тролль»), который стал автором оригинальной музыки к фильму. Для Ильи Лагутенко «Незнайка» уже не первый опыт работы в кино (как уже сообщали «НИ», в прошлом году он написал музыку и снялся в фильме «Похитители книг»), но первый опыт в анимации.

Итак, похоже, нашим аниматорам удалось догнать Америку, осталось перегнать, или, как говорит один из героев, выпущенных в люди все той же студией «СТВ», – устроить Америке настоящий «кирдык».



Анимация во всем мире приносит существенный доход ее инвесторам и производителям. Самые кассовые мультфильмы ХХ столетия были сделаны на студии Уолта Диснея: «Тарзан» (бюджет – 15 млн.долл., прибыль – 172 млн.долл.); «Белоснежка и семь гномов» (бюджет – 10 млн.долл., прибыль – 186 млн.долл.); «История игрушек» (бюджет – 30 млн. долл., прибыль – 192 млн.долл.), «Аладдин» (бюджет – 28 млн. долл., прибыль – 217 млн. долл.). До недавнего времени рекордсменом среди анимационных фильмов оставался «Король-лев». Прибыль от его проката составила 313 млн. долл. при бюджете 80 млн. долл. Но его уже обогнала последняя картина, созданная при непосредственном участии компании Уолта Диснея, – «В поисках Немо». На сегодняшний день прибыль «Немо» составила 300 млн. долл. при бюджете 94 миллиона. Прокат картины продолжается. В небольших «анимационных странах» ситуация ничуть не хуже. Французская картина «Трио из Бельвилля», номинированная на «Оскар» в нынешнем году, уже принесла создателям более 6 млн. евро. А шведскому «Карлсону», с успехом шедшему у нас в прошлом сезоне, мы же, как ни странно, кассу и сделали – только в России создатели мультфильма заработали около 300 тысяч евро.

Сергей Безруков: «Современные дети умнее нас»
Эммануил Виторган: «С Незнайкой говорить не просто»
Миссис Симпсон признали идеальной мамой

Опубликовано в номере «НИ» от 9 апреля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: