Главная / Газета 6 Апреля 2004 г. 00:00 / Культура

Дети Пикассо

В бывшем Музее революции выставлены картины арт-революционеров ХХ века

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Галерея Кунстгалериен Боттингенхаус из немецкого города Бамберга вместе с нашим Музеем современного искусства представила графическую выставку, посвященную Пабло Пикассо. Самого дорогого художника ХХ века в экспозиции пародируют его друзья и ученики – западная элита модернизма. Эта выставка, помимо всего прочего, показывает, как из классики можно сделать коммерческое предприятие.

Из шляпы Пикассо, как из шинели Гоголя, вышли все западные художники XX века.
Из шляпы Пикассо, как из шинели Гоголя, вышли все западные художники XX века.
shadow
После того как в нынешнем Музее современной истории на Тверской минуешь залы, посвященные боям на фронтах Второй мировой, попадаешь в тесные комнаты, перегороженные железными стояками. Билет в эти комнаты отдельный, и стоит он не по-музейному дорого: от 150 до 200 рублей. Устроители выставки тут же дают зрительные наводки: все, что на железных стендах, – Пикассо (картины двух серий – «Художник и модель» и «Голубь мира»), все, что на стенах, – работы коллег, написавших картины в его манере. Этот проект готовился еще при жизни художника, когда 69 арт-знаменитостей получили задание создать лист «а-ля Пикассо». Первая выставка «Поклонение Пикассо» в урезанном составе открылась в Берлине и по мере путешествия по европейским столицам обрастала новыми работами.

В итоге набралось 117 графических листов – целая энциклопедия стиля «под Пикассо», как его понимали очень разные художники.

От одного состава фамилий на экспозиции слегка подгибаются ноги: Хуан Миро со своими сюрреалистическими амебами, Генри Мур с женскими фигурами в духе «Авиньонских девиц», Энди Уорхолл с портретом, поверх которого положены три квадрата, и далее по списку: Раушенберг, Джонс, Хокни, Розенквист, группа «Кобра», сюрреалисты, поп-артисты, минималисты, акционисты всех мастей и разновидностей. И все они выходят из одной «пикассовской» шинели. По выставке можно изучить практически всех главных персонажей второй половины ХХ века. Конечно, в этой расстановке игроков первой художественной лиги имеются два слабых места. Во-первых, все они подведены под общую планку – под Пикассо. Одни находят остроумный ход и передергивают Учителя очень эффектно. Взять, например, того же «Голубя» в исполнении итальянца Микеланджело Пистолетто, который поместил птицу не на лист бумаги, а на зеркальную поверхность, так что каждый зритель оказался голубиным собратом. Другие мастера фантазируют на иные темы Пикассо – в этом плане лидируют изображения быков и фантазии вокруг перекошенных кубистических лиц. Разглядывая всю эту роскошь, невольно задаешься вопросом: почему вдруг Пикассо оказался таким удобным для столь разных художников, как минималист Бойс и сюрреалист Массон? Видимо, был в Пикассо какой-то ключ ко всему ХХ веку. Возможно, это безумная креативность, творческая энергия на обломках классики. Возможно, левизна и бунтарство. Возможно, испанский взгляд на сексуальность. И еще десяток таких же черт, из-за которых стиль Пикассо превратился в фабрику для штамповки похожих образов. Ведь даже графика Пикассо – уже марка.

Нынешняя выставка завершает «испанский триптих» немцев в Москве: был Сальвадор Дали (книжные иллюстрации), потом загадочная серия офортов Гойи («Каприччос»), теперь – Пикассо. Самые «раскрученные» и попсовые имена мирового искусства, которые привлекут и специалистов, и тех, кто в музеи почти не ходит, но слышал о безумных аукционных ценах на того же Пикассо. Вся графика (и Дали, и Гойи, и Пикассо) доставляется из родового немецкого замка частного коллекционера, причем вполне окупает затраты на транспортировку, страховку, размещение и охрану. Так что это пока единственный у нас пример, когда в обход государственных инстанций, которые экспроприировали право «выставлять искусство», появляются гастролеры, способные перешибить даже такую супергосударственную экспозицию, как «Москва–Берлин» в Историческом музее. Секрет успеха очень простой: частный гастролер думает о зрителе. Или, по крайней мере, о его деньгах.


Опубликовано в номере «НИ» от 6 апреля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: