Главная / Газета 1 Апреля 2004 г. 00:00 / Культура

Смех на продажу

Сегодня цена юмористов зависит только от их телерейтингов

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Первого апреля смеются все, кроме тех, кому суждено острить на сцене. Артисты серьезны как никто: заработать за один вечер можно столько же, сколько на сверхприбыльных новогодних «елках». Юмор сегодня – прагматичный и прибыльный бизнес, соперничать с которым может разве что шоу-бизнес музыкальный. Информацию о том, кто и за какие суммы выступает на частных и корпоративных вечеринках, стараются лишний раз не разглашать. Однако концертные агентства, число которых с ростом благосостояния граждан увеличивается, в пылу борьбы с конкурентами готовы «сдать» доходы артистов с потрохами.

Юмористу Максиму Галкину сегодня не до смеха. Он стал одной из первых жертв начавшегося армейского призыва. По сведениям «НИ», в ближайшие два года ему придется шутить только по приказу и носить голубой берет.
Юмористу Максиму Галкину сегодня не до смеха. Он стал одной из первых жертв начавшегося армейского призыва. По сведениям «НИ», в ближайшие два года ему придется шутить только по приказу и носить голубой берет.
shadow
Представитель первой попавшейся под руку фирмы оказался весьма разговорчивым молодым человеком и с ходу сделал несколько конкретных предложений. Судя по гонорарам, которые получают артисты за «заказное» выступление, в лидерах ходят Михаил Задорнов и Максим Галкин, «заказать» которых стоит около 10 тысяч долларов. Дорого обойдется и Михаил Жванецкий. В числе VIP-юмористов, о которых спрашивают сразу после первой тройки, называются Ян Арлазоров, Роман Карцев, Елена Воробей, Клара Новикова, Владимир Винокур. В некоторых конторах обещают даже Геннадия Хазанова, правда, объяснив предварительно, что он очень редко соглашается и тоже «меньше десятки не пойдет». Концертные менеджеры сетуют, что заказчики всегда требуют «элиту», а «элита» работать не хочет: «Юмористы – люди сложные. Клиенты выпьют и хамят, а артисты при этом всегда обижаются». Поэтому даже Юрий Гальцев ценой в 5 тысяч на «заказуху» соглашается редко.

Из тех, что подешевле, сегодня вам предложат Сергея Роста (который с Дмитрием Нагиевым снимался в сериале «Осторожно, модерн») или кого-нибудь из «аншлаговской тусовки». Аншлаговский Святослав Ещенко, по словам менеджеров, готов развлекать публику за 3,5 тысячи долларов.

Если не нравится, вам предложат Сергея Кондратьева: «Он прикольный, между номерами что-то говорит и стоит в полтора раза дешевле». Молодые юмористы еще дешевле. Правда, ноу-хау последнего времени – дуэт «Новые русские бабки», – по словам концертных агентов, «меньше пятерки даже и не разговаривают. Они вообще безбашенные, но в концертах больше поют, чем пародируют». Хорошим предложением на юмористическом рынке уже почти десятилетие остаются украинские «Маски-шоу». «Штрейкбрехеры» тоже просят 5 тысяч долларов за выход (но их ведь пять человек). А вот вызвать в качестве ведущей частного вечера «маму Аншлага» Регину Дубовицкую, судя по всему, почти невозможно.

Роль сатиры и юмора за последние десятилетия менялась неоднократно. В советские времена это был социальный заказ, после того как рухнула система, стало модным смеяться над советским образом жизни. Сегодня же мир смеха стал совсем прагматичным. Выступая накануне первого апреля по одному из центральных телеканалов, художественный руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов обвинил коллег в измене идеалам общего дела: сначала, дескать, смеемся над властью, а потом под нее же прогибаемся. И действительно, несгибаемая отечественная сатира за последнее время как-то незаметно растаяла. Зато однообразного «бытового» юмора теперь – хоть отбавляй.

Талант юмористической «элиты» (зарабатывающей по 10 тыс. долларов за концерт) бесспорен. Зал покатывается со смеху, только завидев их у микрофона. Но у каждого из VIP-профи свое амплуа. Задорнов обычно мучит рассказами из серии «Они на Западе все тупые». Впрочем, народу это нравится, люди готовы слушать «остросоциальные» монологи из «их» жизни снова и снова. При выходе Яна Арлазорова все присутствующие в зале «мужики» заметно напрягаются: авось придется участвовать в «интерактивном» концерте. Галкин – классический пародист политиков. Но его авторитет зависит вовсе не от угроз Жириновского за очередную выходку «заслать наглеца в армию». Максим сделал карьеру благодаря телевидению, его программа «Как стать миллионером» до сих пор остается лидером телеэфира.

Заработок юмориста теперь зависит не столько от таланта, сколько от узнаваемости персоны. Прагматики юмористы-сатирики хорошо уяснили: чтобы быть «в цене», нужно «светиться» на телевидении. Самой рейтинговой программой, судя по замерам компании Gallup Media, пока остается «Кривое зеркало» Евгения Петросяна. Она затмила даже непобедимую «Смехопанораму», которую 10 лет назад прочно оккупировала та же чета Петросян–Степаненко. Кстати, Евгений Ваганович вместе со своими телепродуктами недавно был перекуплен «Россией» у Первого канала. Скорее всего, на его рейтинге это не скажется. Вместе с тем на Российском канале с 1987 года царствует «Аншлаг», ведущая которого по количеству колких хохм в свой адрес составляет достойную конкуренцию Петросяну. Рейтинги «Аншлага» несколько ниже, чем у «Кривого зеркала», но выше, чем у информационно-аналитических программ «Времена», «Намедни», «Неделя» и т. д. Регине Дубовицкой удалось организовать у себя на программе бесконечную «Фабрику звезд» от юмора, «продукцией» которой пользуются организаторы закрытых и открытых концертов. Клара Новикова, Ефим Шифрин, Ян Арлазоров своим успехом во многом обязаны Дубовицкой. У юмористов, которые в «Аншлаге» не участвуют, отношение к ней неоднозначное: Геннадий Хазанов, к примеру, говорит, что программа не платит артистам гонорар. Однако в век рекламы и PR-технологий грех жаловаться на такие мелочи: прибыль от эфира все равно несопоставима с рекламным эффектом, благодаря которому юмористы шутя зарабатывают на концертах. Кстати, капитал таким образом приобретается не только денежный. К примеру, автора монолога про «морду красную такую», звезду «аншлаговских теплоходов» Михаила Евдокимова теперь всерьез выбирают в губернаторы Алтайского края.

Шоу-бизнес смехачей сегодня вполне сопоставим с бизнесом поп-музыки. Впрочем, юмористический бизнес пока не настолько «продажен» как музыкальный. Если для поп-музыканта заплатить за телеэфир или демонстрацию своего клипа – в порядке вещей, то для сатирика-юмориста это нонсенс. Столичный продюсер Сергей Князев признался в интервью «Новым Известиям», что в отличие от музыкальных проектов у юмористов «нет жесткой таксы» на заказные концерты. «Немаловажна и площадка, на которой предстоит выступление, – говорит Князев. – Если заказчиком концерта выступает крупная корпорация, назовут максимальную цену, если же приглашение последовало от казино или клуба – минимальную». В любом случае спрос на юмористов, по словам г-на Князева, неуклонно растет.



«Новые русские бабки» меньше чем за 5 тысяч долларов шутить не будут.

Сколько стоит вызвать юмориста на свою вечеринку
Михаил Задорнов 10 тыс. долл.
Максим Галкин 10 тыс. долл.
«ОСП-студия» (полный состав) 10 тыс. долл.
Геннадий Хазанов 10 тыс. долл.
Владимир Винокур 6 тыс. долл.
Евгений Петросян 5 тыс. долл.
Елена Степаненко 5 тыс. долл.
Юрий Гальцев 4 тыс. долл.
Елена Воробей 4 тыс. долл.
Ян Арлазоров 3–4 тыс. долл.
Клара Новикова 3–4 тыс. долл.
Сергей Рост 3–4 тыс. долл.
Геннадий Ветров 3 тыс. долл.
Квартет «И» 2,5–3 тыс. долл.
Михаил Грушевский 2,5 тыс. долл.

Рейтинг юмористических телепередач (данные Gallup Media, 1–7 марта 2004 г.)
1. «Кривое зеркало» («Россия»). Рейтинг 16,3 %
2. «Шутка за шуткой» (Первый канал). Рейтинг 10,3 %
3. «Аншлаг» («Россия») – 9,5 %
4. «Новые русские бабки». Концерт (Первый канал) – 8,8%
5. «Комната смеха» («Россия») – 8,4 %
6. «Смехопанорама» (Первый канал) – 8,2%
7. «В городке» («Россия») – 8,2 %
8. «Парад улыбок».Концерт («Россия») – 5,9 %

Опубликовано в номере «НИ» от 1 апреля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: