Главная / Газета 24 Февраля 2004 г. 00:00 / Культура

Вся водолазная рать

Московскую «Крокин-галерею» наводнили фантастические существа, созданные Леонидом Тишковым

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Один из самых известных московских концептуалистов Леонид Тишков предлагает смотреть на мир глазами мифических водолазов. На его выставке можно познакомиться с подводной философией, космогонией и религией.

Водолазы Тишкова умеют убивать взглядом и покорять сердца людей.
Водолазы Тишкова умеют убивать взглядом и покорять сердца людей.
shadow
Леонид Тишков, возможно, единственный из современных художников, кто последовательно работает со своей мифологией. Придумывает полуреальные персонажи и ведет их через все перипетии человеческого мира. Тишковские водолазы – долгожители. В этом году им исполняется 20 лет, и «водолазные» чествования начались еще в Берлине, где на российско-немецкой выставке художник представил свои последние листы с прощальными сюжетами. Теперь они переместились в столичную «Крокин-галерею», где выставлены все достижения в этой области: здесь и кукольные водолазы, свисающие с потолка, и целые серии графических листов о том, как водолазы общаются с людьми и себе подобными, наконец, поэтические фантазии о последних водолазных днях.

Как и полагается мифологическим героям, они существуют на грани фантастики и реальности. Сам Тишков признается, что увидел водолазов, когда ему было восемь лет на берегу уральского пруда. Они якобы вытаскивали из пруда утопленников. Этот первый образ стал толчком к целой цепочке сравнений. Ведь водолаз – это не аквалангист с его кислородными баллонами, который свободно летает в воде, как птица в воздухе. Водолаз в своем увесистом шлеме шагает (лазает) по дну и соединен с внешним миром шлангом-пуповиной. Этот получеловек-полуробот рождает у художника массу мыслей. Вроде того, что все мы немного водолазы, так как появляемся на свет, соединенные пуповиной с материнским чревом. Что внутри этих страшных водолазных костюмов имеется какая-то бестелесная душа. Не исключено, что к концу жизни веревка утащит нас обратно в лоно матери, где мы сбросим скафандры и станем теми, кем были всегда.

Ко всей этой водолазной философии примешана еще и водолазная космогония с религией. Тишков авторитетно заявляет: «Согласно мусульманской легенде, Аллах сотворил разумных существ: ангелов, созданных из света, джиннов, созданных из огня, людей, созданных из земли, и водолазов, созданных из воды». Конечно, здесь можно увидеть типичное дуракаваляние, свойственное всем постмодернистам. Взять, например, Кабакова с его Примаковым Вшкафусидящим или митьков с их колоритными алкоголиками-моряками. Известный карикатурист Алексей Червяков, например, построил весь мир вокруг обыкновенной спички (у него даже была спичка-Христос). Но у Леонида Тишкова сами картины настолько изощренны, образы так сильно погружены в подсознательное (всем памятен его сон о «Хрустальном желудке ангела»), что критики готовы его сравнить со старыми мастерами вроде Босха или Брейгеля. Кстати сказать, у Босха тоже немало персонажей, смахивающих на водолазов (с шарами вокруг головы, в костюмах-скафандрах). Правда, в древних картинах эти полулюди представляют мировой хаос, когда человеческое сливалось с природным и вселяло страх в души грешников. Тишковские водолазы, наоборот, очень детские, домашние и до боли родные. Остается добавить, что сам Тишков (врач по образованию) не слишком хорошо плавает, никогда не погружался и не страдает психическими расстройствами.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 февраля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: