Главная / Газета 16 Февраля 2004 г. 00:00 / Культура

Замки из песка

Современные российские художники на ярмарке в Мадриде смотрятся блекло

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, МАДРИД

В Мадриде открылась самая большая в Европе ярмарка современного искусства ARCO-2004. На открытии через весь огромный павильон выставочного центра, под гром аплодисментов продефилировала королева София. Испанская королева не случайно выступила патроном смотра. ARCO теперь стала такой же испанской достопримечательностью, как коррида или фламенко.

«Игрушечный солдат» Вика Муниса в Мадриде выглядит современнее российских паралоновых скульптур.
«Игрушечный солдат» Вика Муниса в Мадриде выглядит современнее российских паралоновых скульптур.
shadow
Не успела ярмарка открыться, буквально все испанские СМИ сообщили о ее невероятном успехе. Еще до официальной церемонии чуть ли не половина работ были раскуплены. Цены на картины классиков современного искусства (Пикассо, Миро, Уорхол) доходили до миллиона долларов. Главным поставщиком авангарда ХХ века выступила немецкая галерея GMURZYNSKA. У нее на стенде висели работы русских конструктивистов (среди знаменитостей – Родченко и Малевич). Своим богатством блеснула лондонская галерея HELLY NAHMAD: здесь были Кандинский с Матиссом в компании с Пикассо. Правда, основная масса галерей продавала не столько картины, сколько свое имя – кураторы со всего мира присматривали европейское галерейное хозяйство для будущих проектов.

На фоне ярмарочного оптимизма инсталляция москвича Сергея Швецова «Синема» смотрелась очень блекло. Можно даже сказать, вообще никак не смотрелась. И здесь как нигде раньше стала очевидна главная проблема всего нынешнего нашего искусства. Мода на перестроечный стиль на Западе прошла (лишь одна немецкая галерея продавала красный лихт-бокс с белой надписью «Михаил Горбачев»).У нас сложился психологический штамп: классическое искусство дорогое, а современное – дешевое. Как стало понятно в Мадриде, на самом деле теперь все наоборот. Чтобы создать качественное и продаваемое произведение современного искусства, нужно вложить столько времени и средств, которые нашим галеристам и не снились.

Сегодня очень модно делать видеокартины: суперплоский плазменный экран вставляют в дорогие деревянные рамки, на экране переливаются света и абстрактные знаки. Такая «картина» теперь дороже всего совокупного дохода самой продвинутой московской галереи. В принципе поролоновая скульптура Шевцова была сделана в русле конъюнктурных веяний. Едва ли не каждая вторая европейская галерея выставила на ARCO-2004 нечто похожее: в одном случае – имитация убитого человека, в другом – манекен политика, в третьем – поп-звезды. Но выполнено и подано это куда как совершенней и ярче, чем на русском стенде. Кстати, по соседству с россиянами американцы возвели настоящую пятиметровую башню… из песка. Удивительно, что буквально за два часа до открытия этой башни не было. Сколько человек (включая художника) ее делали – подумать страшно. Критики только начинают приходить в себя после всего увиденного и пытаются определить, что же сейчас самое интересное, что определит художественную моду на ближайший год, а что из тенденций спишется во вторсырье истории. Для западных ценителей изобразительного искусства главная проблема теперь – что выбрать из такого разнообразия? На выставке даже работает специальный семинар «Искусство покупать искусство». Если перефразировать название семинара для России, то наша главная проблема – «научиться искусству создавать искусство».


Опубликовано в номере «НИ» от 16 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: