Главная / Газета 6 Февраля 2004 г. 00:00 / Культура

Кино в контексте времени

Написана история нового отечественного кинематографа

елена слатина

На прилавках книжных магазинов появились первые тома энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000». Редакция известного питерского журнала «Сеанс» заканчивает работу над семитомным изданием, куда войдут три книги «Кинословаря» и четыре книги под названием «Кино и контекст».

shadow
Если оценивать «Новейшую историю отечественного кино» по балльной системе, ей следует поставить высшую оценку. Это по-настоящему уникальное издание с типичной питерской судьбой. Первый тираж вышел еще в августе 2000 года, после чего в редакции случился потоп, и большая часть книг приобрела нетоварный вид. Теперь разбухшие тома служат редколлегии опытными экземплярами – в них делают пометки: не забыть, обратить внимание, не повторить, развернуть, дополнить, прочее. Новая киноэнциклопедия – издание уникальное и невероятно сложное для авторов. Если прошлый кинословарь, который вышел в 1986 году, делало огромное издательство «Большая советская энциклопедия», то над «Новейшей историей отечественного кино» работают от силы человек восемь, включая верстальщика и бухгалтера. Авторов больше ста: киноведы, театроведы, искусствоведы, историки, философы, филологи, писатели. Авторы компетентные и авторитетные, но проверять все равно приходится очень много.

Изучаемый период – один из самых сложных как в истории кино, так и в истории страны. Например, 1991 год, на который приходится расцвет кооперативной деятельности, – рекордный по количеству произведенных кинолент. Только учтенных фильмов более пятисот, еще около сотни неучтенных – не получивших прокатного удостоверения. Многие из этих фильмов в разных источниках даже названы по-разному, а от многих, наоборот, остались одни названия – пленки бесследно исчезли. Даже сами кинематографисты, вычитывая свои фильмографии, многое упускают, не помнят, путают. Создатели энциклопедии во главе с киноведом Любовью Аркус потратили на выверку справочного аппарата около двух лет. И привели все фильмографии, призографии, библиографии, годы, названия в соответствие с реальностью.

Однако «Новейшая история отечественного кино» не сухая энциклопедическая справка: родился, учился, дебютировал, член партии с такого-то года. Биографические тексты – это авторские эссе, субъективный взгляд критиков на творчество создателей кино, отличная литература. Конечно, обиженных больше, чем довольных: «почему меня не включили?», «почему мое творчество оценили недостаточно высоко?», «почему такого-то назвали гениальным, а меня всего лишь выдающимся?», «почему такому-то посвящены 2 листа, а мне 15 строк», и прочее. После выхода энциклопедии Любовь Аркус получила столько письменных и устных порицаний, что теперь подумывает, не издать ли юмористическое приложение к серьезному труду.

Но если «Кинословарь» – это увлекательное чтиво, рассчитанное на профессионалов и любителей кино, то вторая часть проекта «Кино и контекст» – по-настоящему уникальное издание. Оно заметно отличается от «Кинословаря». В нем речь идет не только и не столько о кинематографе, сколько о новейшей истории России. Принцип построения томов не алфавитный, а хронологический. События, происходящие в отечественном кино, рассматриваются, во-первых, в контексте кино мирового и, во-вторых, в контексте эпохи. Каждый год поделен на 14 разделов: кино, театр, музыка, архитектура, политика, экономика, наука и др. Каждый из разделов комментируют историки и политологи. И так же, как в «Кинословаре», субъективный взгляд специалистов сопровождается четкой, выверенной фактографией. Помимо текстов в четырехтомнике «Контекста» собраны более 1000 иллюстраций: портреты деятелей культуры и политики, эксклюзивные репортажные снимки, архивные документы.

1986–2000 годы – переломный период в истории страны, время обретения надежд и мгновенной их утраты, смены несвободы творческой на несвободу экономическую, время называния новых героев и сбрасывания с корабля современности старых авторитетов, а позже – тяжелой рефлексии по поводу слишком быстрого принятия слишком смелых решений. В истории России этот период – самый сложный и самый противоречивый, густо насыщенный событиями и никем до сих пор не проанализированный.

В 2002 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке энциклопедия победила в конкурсе «Книга года» (номинация «Энциклопедист»). На вопрос, будет ли у издания продолжение, Любовь Аркус в ужасе отмахивается: «Все-все, 2000 годом мы заканчиваем. Хотя…может, и продолжим, век только начался, а уже столько всего произошло…».


Опубликовано в номере «НИ» от 6 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: