Главная / Газета 24 Декабря 2003 г. 00:00 / Культура

Наш размерчик

Эпатажная «XL-галерея» современного искусства подвела итоги

Сергей СОЛОВЬЕВ

В московской «XL-галерее» открылась экспозиция самых ярких художников страны. Юбилейный вернисаж – к 10-летию галереи – собрал все сливки московской арт-тусовки, показал, до чего докатилось современное российское искусство.

Инсталляция Игоря Макаревича и Марины Елагиной из цикла «Язычество».
Инсталляция Игоря Макаревича и Марины Елагиной из цикла «Язычество».
shadow
Буквально пять лет назад «XL-галерея» была единственной в своем роде. Москва жила без музея современного искусства, и «XL» (плюс еще паре-тройке актуальных галерей) приходилось нести на своих плечах весь груз того, что на Западе зовется «contemporary-art» (современным искусством). Галерея ютилась в крошечном подвале на Маяковке, который во время вернисажей под завязку набивался художниками и критиками, жаждущими не красивых картин в красивых рамах, а авангардных инсталляций – провокационных или шокирующих проектов. Ткни сегодня пальцем в более- менее известного художника (официальные живописцы типа Шилова или Глазунова не в счет) – он обязательно отметился клеймом «XL». Среди них и такие раскрученные персонажи арт-тусовок, как Олег Кулик, Владик Мамышев-Монро, тандем Виноградова с Дубоссарским, Айдан Салахова, и такие анахореты, как Борис Михайлов или Игорь Макаревич. Не без помощи Министерства культуры галерея недавно переместилась в сталинские апартаменты близ Яузского бульвара и зажила почти музейной жизнью: начала сама себя описывать и изучать.

Тем временем почин галереи стали поддерживать многие, даже Третьяковка обзавелась своим «Отделом новейших течений». Но все эти институции, включая церетелиевский Музей современного искусства, либо эксплуатировали известные имена, либо на практике имели к современности весьма и весьма отдаленное отношение. Так или иначе, если кто-то вдруг возьмется написать историю перестроечного искусства, ему в любом случае придется дневать и ночевать в «XL-галерее».

Дабы облегчить жизнь историкам, галерея к своему 10-летнему юбилею сама решила себя описать с помощью специально выбранных экспонатов: взяла по одному произведению у своих «топовых» мастеров и назвала экспозицию «Стиль XL».

Провокативно уже название выставки, где на первом месте стоит слово «стиль» – то самое словечко, которое почти никогда не применяют к современному искусству. Галеристы смеха ради попросили ведущих столичных критиков описать «стиль галереи». Критики путались и противоречили друг другу: как тут соединить восковую статую Анны Курниковой с таксидермическими швами с лысой куклой Барби на картине Дубоссарского?! Что общего между прикрытой эротикой на снимках жгучих восточных красавиц в парандже у Айдан Салаховой и откровенными трансвеститскими фантазиями Мамышева-Монро?! Разве что тяга к скандалу и провокации. Но тут же, рядом, вполне себе концептуальные и неторопливые фотографии Игоря Мухина, сделанные в провинции, и картины-коллажи Игоря Макаревича. Судя по всему, незакомплексованность и всеядность – и есть стиль галереи. Другое дело, что почти десятилетие современное искусство ставило себя между академическими картинами и телевидением. Оно иронично комментировало штампы в мозгах постсоветских людей и заодно мучительно вырабатывало собственные штампы и знаки, которые теперь уже растиражированы в модных глянцевых изданиях.

Как бы то ни было, лучше и лаконичней всех о стиле современной галереи высказался вездесущий Олег Кулик: «Стиль «Галереи XL» – это я». И он по-своему прав. Именно эти «шатающиеся» и не поддающиеся стилю отщепенцы теперь и создают галерейное искусство, которое никак не вписать в музей. Видимо, это и есть теперь наш российский размер.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 декабря 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: