Главная / Газета 22 Декабря 2003 г. 00:00 / Культура

Зорге. Рихард Зорге

В российский прокат вышел японский фильм про русского разведчика, которого играет шотландец

Елена СЛАТИНА

«Шпион Зорге» в Японии признан кинособытием года. Снявший его 72-летний классик японского кино Масахиро Синода, один из основных представителей японской новой волны 60-х годов, называет этот фильм вершиной своей кинокарьеры. Однако «Шпион Зорге» – очень нетипичный для Японии фильм: по форме он похож на голливудские блокбастеры, снятые с прицелом на Оскар, а по сути – на советские героико-патриотические кинобиографии периода сталинского малокартинья.

shadow
Все знают, что «Япония – страна передовых технологий». Неудивительно, что японцы снова всех обскакали и сделали почти полностью виртуальный фильм. Виды довоенного Токио, а также Москвы, в «Шпионе...» полностью смоделированы на компьютере. Актеры на съемках ходили по синему пространству хромакея и после были интегрированы в нарисованную картинку. Выглядит это красиво, но безжизненно. Особенно сцены автомобильных проездов по городу – похожим образом они выглядели в эпоху черно-белого кино, но в качестве стилизации в данном случае не работают.

В роли Зорге – шотландец Иен Гленн (Манфред Пауэлл из «Лары Крофт: расхитительницы гробниц»). На немногих сохранившихся фотографиях Зорге – кудрявый брюнет с усами и крупными чертами лица. В фильме он красавец блондин с тонким аристократическим лицом прибалтийского типа (вспомним, что в советских фильмах иностранных шпионов и фашистов чаще всего играли прибалтийцы). Японский Зорге подтянут и строг, лихо водит «Мерседес», одет по последней моде, женщины от него без ума, и даже перед казнью не теряет самообладания – словом, вылитый Бонд. Даже японское спецподразделение, которому поручено арестовать Зорге, с пониманием выжидает у подъезда, пока от резидента уйдет любовница. Конечно, это художественный вымысел, которого, впрочем, в фильме не так уж много. Масахиро Синода предпочитает идти освещенной асфальтированной дорогой, ни шага не делая ни вправо, ни влево. Он тщательно экранизирует официальную версию произошедшего со знаменитым шпионом: был заброшен в Японию за 10 лет до начала ВОВ, под видом журналиста из «Франкфуртер цайтунг» разведывал военные секреты и передавал их Сталину (кстати, именно Зорге сообщил, что Япония не будет воевать с Союзом на стороне Германии, в результате чего сибирские дивизии были переброшены под Москву, и это сыграло решающую роль в разгроме немцев и дальнейшем ходе войны), в 1941-м был арестован, в 1944-м казнен. Была у Зорге в Москве гражданская жена, но Сталин, подозревая отважного разведчика в шпионаже в пользу Германии, сослал ее в Сибирь. Все очень поверхностно, без глубин. Возможно, именно поэтому, в отличие от бондианы, японские приключения Зорге на экране кажутся вялыми и монотонными. Грандиозное историческое полотно наводит такую тоску, что некоторые засыпают, не успев сбежать из зала. Некоторые три часа кряду борются со сном, и сон все же побеждает.


Опубликовано в номере «НИ» от 22 декабря 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: