Главная / Газета 19 Декабря 2003 г. 00:00 / Культура

Крутой маршрут

Лидер «Современника» Галина Волчек отмечает сегодня юбилей

Ольга СЕРЕГИНА
shadow
Первый серьезный жизненный выбор она сделала в 13 лет, когда после развода родителей осталась с отцом. «У меня с папой была интенсивная внутренняя связь, – говорит Галина Борисовна. – Это был замечательный человек, я не понимала это взрослым сознанием – его еще не было, а было лишь интенсивное ощущение и, главное, восторг, которого я сформулировать тогда и не могла...» Отец Галины родом из Витебска, размешивал краски своему великому соседу Шагалу. По сознанию своему он был настоящим комсомольцем двадцатых годов, одержимый идеей всеобщего счастья. «Мама, которую я, безусловно, люблю (мама есть мама), не была мне так близка, как это обычно бывает, – вспоминает Галина Волчек. – Мы с ней просто разные люди. А воспитала меня простая русская няня, которая стала мне ближе мамы. Поэтому вопроса, с кем оставаться – с мамой или папой, – как бы не существовало».

«Папиной дочкой» звали ее в школе-студии МХАТ. И на своем сильном курсе (рядом учились Игорь Кваша, Леонид Броневой) она считалась самой способной. Педагоги ценили ее раннее мастерство, своеобразную природу актерского таланта, которому были свойственны преувеличенность жизненно верного, драматизм на грани гротеска. Вместе с рядом выпускников школы-студии она становится основательницей «Современника», совершив свой второй и определяющий жизненный выбор. Среди блестящего ансамбля раннего «Современника» Галина Волчек выделялась «лица необщим выраженьем» и явным характером лидера. Как сформулировал Олегу Ефремову какой-то чиновник того времени среди прочих укоров «Современнику»: «Вообще, Олег, у тебя там сплошные евреи. Есть одна настоящая русская баба – Галя Волчек». Сил хватало и на режиссуру. О ее постановках писали, что они строятся на точном знании средств актера, на эмоциональной ударности кусков.

Когда в 1970 году Олег Ефремов объявил о своем уходе во МХАТ, труппа «Современника» пережила настоящий шок из-за потери руководителя. А перед Волчек снова встал вопрос выбора: уйти за Ефремовым во МХАТ или оставаться в «Современнике». Осталась и через несколько лет стала руководителем театра. Ей тогда было 39 лет. И она понимала, что этот шаг означает если не полный отказ от актерской профессии, то существенные ограничения в ней.

Решилась и осталась. Может быть, потому, что, по ее словам, главное, что она ценит в людях, – это дар верности: верности слову, верности долгу, верности делу: «Верность я ценю больше всего и избегаю людей, способных к предательству, не важно, в чем оно выражается».

Вот уже тридцать лет она руководит популярным столичным театром, держит уровень репертуара и рейтинг популярности, растит новых звезд, приглашает на постановки молодых режиссеров. С возрастом человек часто испытывает усталость от себя. От окружающих, от своего дела. Но, похоже, Галина Волчек пока не знает, что это такое.



Нина ЧУСОВА:
– Мне хочется, чтобы Галина Борисовна как можно больше оставалась такой же молодой и прогрессивной. Она находится с людьми моего поколения на одной волне. Между нами происходит обмен. Мы испытываем к ней огромный интерес. От нее получаем опыт и знание. Мне хочется как можно больше сотрудничать с ней. Потому что, мне кажется, у нас возник хороший контакт. Хочется пожелать ей как можно больше театральных авантюр, которые она любит. И еще, чтоб театр «Современник», ее ребенок, как можно дольше соответствовал своему названию. Мне кажется, Галина Борисовна может этого добиться. Она чувствует время. Чувствует, как оно движется, и старается идти с ним в ногу.

Валентин ГАФТ:
– Волчек невозможно не любить. Она красивая. Модная. Независимая. Но у нее есть и завистники. Ушел из театра Ефремов, а театр не только не погиб, а стал крепче, еще лучше. И, простите меня, когда Олег Николаевич начал ставить во МХАТе, «Современник» у него выигрывал. Потому что спектакли в «Современнике» были интереснее. Сейчас они уже вошли в историю. «Валентин и Валентина», «Эшелон», «Крутой маршрут». Театр имел успех не только в Москве, но по всей стране. А потом очень хорошо прошел за границей, в Америке, где театр представлял Россию. И даже получил «Оскара» за лучший иностранный спектакль. Это были «Три сестры». В Волчек удивительно сочетаются интуиция и разум. Она обладает огромным обаянием. И чем становится старше, тем интереснее. Я лично всеми своими работами обязан Гале. Ее удивительно точные замечания, казалось бы, маленькие, мимоходные, мне очень дороги, из них произрастали роли, которые я играю до сих пор. Галя умеет по-настоящему любить и по-настоящему дружить. Она никогда не предает, умеет прощать. Но самое главное в ней – воля и твердость режиссера. Она имеет твердое «да» и твердое «нет». Она принципиальна и непоколебима. И это очень важно для театра. А наш театр живет и процветает уже почти сорок лет.

Олег ТАБАКОВ:
– Дорогая Галя! На склоне лет моих, умудренный годами, испытываю ту же любовь, нежность к тебе, что и много-много лет назад, когда вместе начинали «Современник». С нежностью сердечной. Твой Лелик Табаков.

Поздравления записала Полина БОГДАНОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 19 декабря 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: