Главная / Газета 5 Декабря 2003 г. 00:00 / Культура

Буш задушил попсу

Введение цензуры на тексты песен и клипы привело к падению популярности американской музыки

Михаил МАЛЫХИН

Недавно на съемках видеоклипа песни «Против музыки» американская королева поп-музыки Мадонна закатила истерику. Солидная сорокапятилетняя дама, мать двоих детей, она топала ногами и кричала: «Кто мне подсунул это платье?! Оно меня старит!» Приму легко понять – новую песню ей предстояло спеть вместе с юной Бритни Спирс. Мадонна везде зовет ее своей сестренкой, хотя Бритни недавно исполнилось 21 и по возрасту она годится «королеве» в дочки.

Мадонна назначила свою преемницу весьма оригинальным способом.
Мадонна назначила свою преемницу весьма оригинальным способом.
shadow
Конечно же, нужное платье нашлось, слезы гнева высохли, клип снят и недавно был показан на американском и европейском телевидении. Но, как говорится, осадок остался... Причем не только у съемочной группы, но и у поклонников поп-музыки.

Никто не решается спросить: зачем понадобилось харизматической Мадонне ввязываться в авантюру с теряющей популярность Бритни. Тем более что раньше нестареющая королева попсы отказывалась петь в дуэте со всеми звездами, включая Паваротти и Майкла Джексона (уступила лишь единожды – красавцу Рики Мартину). Некоторые критики усматривают в неординарном жесте Мадонны желание назвать свою «преемницу» на сцене. Певица ведь и сама на своих последних концертах не раз красовалась в футболке с надписью «Бритни Спирс» и «Кайли Миног», при этом говорила, что «Бритни - лучшая».

Ни для кого не секрет, что в США после 11 сентября ситуация в поп-музыке сложилась более чем странная. С одной стороны, происходит мучительная смена поколений. С другой, танцевальная музыка быстро теряет популярность – телеканалы и радиостанции постепенно уменьшили долю танцевальных жанров в своей сетке вещания. Все престижные премии (вроде премии «Билборд») в этом и прошлом годах были присуждены мало кому известным в мире артистам, работающим в подзабытом со времен начала прошлого века стиле ритм-энд-блюз и соул. В результате количество продаваемых «медленных» композиций в Штатах резко возросло, но эти самые сладко-траурные проекты плохо прижились в старушке Европе. «Если вы посмотрите на результаты продаж дисков в Америке, то будете удивлены, – сказал «Новым Известиям» главный эксперт по западной музыке телеканала МТV-Россия Дмитрий Коннов. – Вы не увидите там и пяти популярных в Европе имен».

Американских стариков в той же Европе теперь принимают более чем прохладно. К примеру, последний альбом Мадонны в Великобритании в мае практически провалился – в первую неделю было продано немногим более 60 тыс. дисков, а главный ее хит «Американская жизнь» быстро вылетел из хит-листа Королевства. В то время как проходной альбом ранее считавшейся звездой второго эшелона австралийки Кайли Миног в эти дни прогремел на «ура» (за неделю продано более 80 тысяч копий), равно как и альбом русских девчонок из группы «Тату», которые опережали в чартах песни Мадонны. «Тату» и Миног выиграли не по качеству (с Америкой в этом смысле до сих пор тягаться некому), а по совершенно другим причинам.

Судя по всему, Мадонну «провалила» американская цензура. Клип, где певица бросала гранату в президента Буша и журила американских вояк за убийство иракских детей, был запрещен. А второй ролик (снятый на ту же песню) оказался просто бездарным. Но дело даже не в качестве видео. Просто любители поп-музыки поняли, что даже Мадонну в Америке легко сломить – весь мир с ужасом выслушивал прошлой весной ее униженные извинения перед правительством и армией, мол: «Не виноватая я...». Все увидели, что прежняя «революционерка» стала обычной продажной бизнесвумен, которая готова на все, лишь бы не иметь проблем с властями.

Разумеется, вопилки «Тату» про нестандартную любовь и Миног из свободной Австралии в этой ситуации оказались более желанными, чем кастрированная цензурой американская попса.

Введя эту цензуру, правительство Буша совершило непоправимую ошибку. Сначала оно потеряло политический авторитет в Европе как «захватчик Ирака», а затем и идеологический – как душитель свободы слова в своей стране (кроме Мадонны запрещались и песни таких исполнителей, как Брюс Спрингстин и Джордж Майкл). А ведь вполне можно было поступить так же, как это было после поражения во Вьетнаме. Потерпев политическое фиаско, США приобрели авторитет страны «свободы слова»: идеи хиппи и музыка Вудстока завоевали для Америки авторитет на десятилетия. Сейчас американская попса всеми силами пытается выровнять ситуацию. Судя по всему, именно поэтому кто-то надоумил Мадонну «сложить с себя полномочия» и сделать своей «преемницей» Бритни Спирс. Кстати, возможно, именно поэтому сейчас вдохновленный подвигами наших «Тату» так любит афишировать свою нестандартную ориентацию Майкл Джексон. Но, похоже, их поезд ушел. И американской музыке придется подождать, пока вырастет новое поколение и появятся новые свободные личности – ведь именно это, как показали последние события, теперь является не последним мерилом популярности в шоу-бизнесе.


Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: