Главная / Газета 3 Декабря 2003 г. 00:00 / Культура

«Повесить» попарно немца с русским

Открылся элитарный фестиваль «Декабрьские вечера»

Сергей СОЛОВЬЕВ

Нынешние «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина посвящены культуре XIX века Германии и России. Художественный руководитель «вечеров» Юрий Башмет и директор музея Ирина Антонова решили совершить нечто провокационное – лобовое сравнение работ художников одних и тех же направлений, от романтизма до символизма. Обозреватель «НИ» считает, что провокация не удалась.

Картина Иле Иоганна Эдуарда «Семейный портрет Гертруды Эггени с детьми». 1850 г.
Картина Иле Иоганна Эдуарда «Семейный портрет Гертруды Эггени с детьми». 1850 г.
shadow
Устроители фестиваля в Пушкинском не скрывают, что их затея рассчитана на отечественную элиту, они с гордостью называют свое детище «уникальным» и «единственным». Всякий раз это не просто шоу великих, но и некая игра в стили и жанры. Программа задумана так, чтобы гости фестиваля разгадывали некий кроссворд – пытались найти нити связей между разными видами искусств.

Весь год музей копит силы, чтобы под конец выстрелить рождественским фейерверком из сотни эксклюзивных картин на выставке и таких же музыкантов на сцене своего Белого зала. В прошлом году, например, все внимание было отдано Клоду Моне и композиторам-импрессионистам. В этом году в соответствии с государственным курсом на упрочение добрососедских отношений в ГМИИ гостит Германия... двухсотлетней давности. Германию посетители будут сравнивать с Россией – тема обязывает: «Контрапункт и гармония. Россия–Германия. Живопись ХIХ века». Полотна на стенах идейно аккомпанируют произведениям на вечерних концертах. Допустим, приходите вы 7 декабря послушать звезду австрийской оперы Барбару Флинк, и как раз тогда, когда она запоет Вагнера, вам следует повернуть голову налево и ощутить всю пейзажную мощь Гаспара-Давида Фридриха, главного живописца немецкого романтизма. А буквально через два дня вы уже внимаете звукам Михаила Плетнева. И в тот момент, когда маэстро переходит от фортепьянных сочинений Шумана к опусам Чайковского, вам просто необходимо оборотиться направо и почувствовать религиозный экстаз вместе с русскими и немецкими художниками, живописавшими Рим (здесь и Карл Брюллов, и Федор Бруни, и немцы Антон Кох с Карлом Шинкелем). Короче говоря, у посетителей всех шестнадцати концертов «Декабрьских вечеров» будет возможность изучить лучших немецких и русских художников ХIХ столетия и пройти курс немецкой музыки от Бетховена до раннего Штрауса, русской – от Глинки до раннего Рахманинова.

Что касается участников музыкальной программы, то в «русской» ее части она вполне предсказуема и для «вечеров» традиционна. Худрук фестиваля Юрий Башмет уже не первый год мобилизует своих друзей и соратников: Квартет имени Бородина с произведениями Бетховена, скрипача Виктора Третьякова, виолончелисток Наталью Гутман и Элисо Вирсаладзе. Единственным и самым большим сюрпризом станет участие в очень серьезных концертах Пушкинского музея провокационной «Геликон-оперы». Под самый конец, 29 декабря, подопечные Дмитрия Бертмана разыграют на сцене ГМИИ декадентскую оперу 1903 года Владимира Рябикова «Елка». Интересным обещает стать выступление «немецкой команды»: по заверению принимающей стороны, это сплошь великие музыканты, мало пока известные в России. Пианист Ларс Фогт, скрипачка Изабель Фауст и меццо-сопрано Бернарда Финк.

С картинами сложилась примерно та же ситуация, что с музыкой. Та часть экспозиции, которая показывает русское искусство ХIХ века, до боли знакома и зазубрена ценителями живописи с младых ногтей: здесь тебе и Айвазовский, и Щедрин, и Ге, и Врубель. Немцы, которые должны соперничать с нашими художниками, привезены из восьми немецких музеев: но выглядят они несколько блекло. Никак Иоганн Иле с причесанным «глянцевым» «Портретом мальчика» не может обойти нашего Василия Тропинина с его размашистым «Портретом сына». Директор ГМИИ Ирина Антонова задумала провокационную выставку: «повесить» попарно немца с русским и сравнить их друг с другом. Все холсты распределены по четырем направлениям: романтизм, бидермейер (искусство бюргеров), реализм и символизм. Сказать честно, особой провокации не получилось. Ведь что нам, собственно, делить и сравнивать. В XIX веке и Россия, и Германия находились на культурной периферии Европы. Лидировала Франция. Зато немецкая и русская музыка обставили Европу (разве что еще итальянская опера с ними поспорит). Сравнить же две музыкальные традиции смогут те, кто весь декабрь, как на дежурство, отходит в Пушкинский музей.


Опубликовано в номере «НИ» от 3 декабря 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: