Главная / Газета 6 Ноября 2003 г. 00:00 / Культура

«Н.Е.Т.» рутине

9 ноября в Москве стартует фестиваль европейских театральных хитов

Наталья ДЕРЕВЩИКОВА

Любителям классики на этом фестивале делать нечего. Участники смотра – молодые европейские режиссеры – обещают не оставить камня на камне от писателей – корифеев драмы.

Спектакль Ивицы Буляна «Белоснежка» адресован взрослым зрителям.
Спектакль Ивицы Буляна «Белоснежка» адресован взрослым зрителям.
shadow
Официально аббревиатура «Н.Е.Т.» расшифровывается как «новый европейский театр». Но все пять лет существования фестиваля смысл его названия менялся. Бывало, что организаторы говорили решительное «нет» драме, и тогда в программе не было ничего, кроме нового европейского танца. Случалось, фестиваль декларировал яростное «да» театру политическому. А бывало, что имя театрального форума писали латиницей – «net» – и рифмовали со словом «интернет». После всех прежних концептуальных выдумок организаторы, судя по всему, истощили свою фантазию по части названий и программ. На этот раз в репертуаре «Н.Е.Т.» будет всего понемногу: танцев, эксцентрики, экспериментов с текстами и интерпретаций классики.

«Это классический «Н.Е.Т.», без перекосов в ту или иную жанровую сторону, – сказала «Новым Известиям» одна из организаторов фестиваля, критик Марина Давыдова, – зато нынешний фестиваль сможет показать новую европейскую режиссуру со всех сторон». Молодые европейские режиссуры, по мнению организаторов «Н.Е.Т.», сегодня нуждаются в поддержке – в последнее время их затмевают актеры и драматурги. Драматургов в Москве активно продвигает быстро набирающий популярность молодой фестиваль – «Новая драма». В своей нынешней программе «Н.Е.Т» сделал главную ставку на радикального украинского режиссера Андрия Жолдака, чей жесткий режиссерский почерк обычно не оставляет от замысла любого драматурга и мокрого места (московским театралам он запомнился по прошлогодним экспериментам с чеховской «Чайкой»). С тех пор Жолдак пошел круто вверх. Он занял пост художественного руководителя Харьковского академического театра и попросил именовать себя на украинский манер Андрием. Однако своих эпатажных опытов над драматургами не оставил. На «Н.Е.Т.» он везет сразу два спектакля «Один день Ивана Денисовича», которым в воскресенье откроется фестиваль, а также постановку «Гамлет. Сны». Любителям традиционных трактовок классики не стоит беспокоиться, иначе не поможет валерьянка и валидол. Авторов инсценируемых текстов тоже не стоит афишировать, от их трудов в руках харьковского терминатора уцелеют едва ли несколько слов.

Уравновесить буйного Жолдака и благодатно воздействовать на публику призван режиссер Евгений Гришковец. Участник всех пяти фестивалей, он покажет призывающую всех к миру и согласию спектакль «Осада», а заодно покажет созданный им в Кемерово театр «Ложа» с ироничным спектаклем «Poket Моби Дик». За Россию выступает и молодой московский постановщик Иван Вырыпаев со спектаклем– хитом прошлого театрального сезона – «Кислород».

Из «истинно европейских режиссеров» в программе «Н.Е.Т.» заявлены поляк Гжегож Яжина с английской пьесой «Психоз 4.48», литовец Гинтарас Варнас с метафорической постановкой «В стране далекой» о путешествиях из страны мертвых в страну живых и обратно, да хорват Ивица Булян. Последний из перечисленных намерен очаровать москвичей изысканными литературными играми по мотивам сказки «Белоснежка», интерпретированной специально для взрослых (с шепотами, криками и символистскими подтекстами).

Будут на фестивале и настоящие европейские хиты... Точнее, «хит» – он один. Это новая версия гоголевского «Ревизора» в постановке рижанина Алвиса Херманиса. Действие комедии перенесено в советскую столовку. Спектакль имел оглушительный успех в прошлом году в Латвии, а затем получил первую премию Зальцбургского фестиваля. Какими будут остальные проекты, посмотрим, но за «Ревизора» можно поручиться – в НЕТовской программе он станет очень эффектной точкой.


Опубликовано в номере «НИ» от 6 ноября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: