Главная / Газета 4 Ноября 2003 г. 00:00 / Культура

Для психически здоровых

В Омске завершился II Международный фестиваль «Молодые театры России»

Александра МАШУКОВА

В фестивале участвовали труппы из Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Новосибирска, Челябинска, Нижневартовска и польского Вроцлава. Судя по уровню представленных спектаклей, молодой фестиваль имеет все шансы стать одним из главных театральных смотров страны.

В «Мере за меру» актеры иногда выбираются из картонных коробок, чтобы сыграть Шекспира.
В «Мере за меру» актеры иногда выбираются из картонных коробок, чтобы сыграть Шекспира.
shadow
«Российский театр до сих пор ориентируется на производство социальных сказок, рассчитанных на психически больных, которых запрещено пугать матом, насилием и прочей чернухой», – сказал на одном из фестивальных семинаров в Омске московский драматург Михаил Угаров. Противопоставить «социальным сказкам» молодежь решила реальные человеческие истории, списанные с жизни. Тут были и жутковатые «Ледяные картины» режиссера Йоела Лехтонена, и путь юных добровольных самоубийц в Норвегию (Norway. todаy «Театра.doc»). Было показано трагикомическое зрелище «Облом off» самого Михаила Угарова, в котором речь идет не только о делах XIX века, но и о проблемах современности.

Классические постановки на фестивале тоже оказались неожиданными. К примеру, омский «Пятый театр», в котором год назад и придумали проводить фестиваль молодых театров, показал шекспировскую «Меру за меру» Николая Дручека (ученика Петра Фоменко). Герои Дручека бегают по сцене в картонных коробках – как улитки со своими домиками-ракушками, в нужный момент прячась в них или появляясь «на людях». Действо получилось неординарным: временами – энергичным, временами – неторопливым.

«Пятый театр» – труппа камерная, актерские портреты, висящие в фойе, можно пересчитать по пальцам, и каждая вешалка в служебном гардеробе именная. Случайные люди сюда не приходят. Такая разборчивость почти автоматически означает интерес к традициям. Неудивительно, что на фестивале молодых театров тема родословной, общей памяти стала главной. Спектаклю «Зеленая зона» Новосибирского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева омская публика аплодировала стоя. Пьеса Михаила Зуева «Зеленая зона», написанная лет десять назад, рассказывает о жизни барака середины 50-х годов. Кроме обитателей коммуналки, на сцене постоянно присутствует еще один персонаж, на этот раз неодушевленный – радиомикрофон. «Зеленая зона» – это не только зарисовки советской жизни, но и радиоспектакль, который сами жители коммуналки записывают для будущего. Именно микрофону в бараке адресуются все чаяния и беды, ему читают стихи и даже демонстрируют покупки. Труппа Сергея Афанасьева знаменита своим актерским ансамблем – в «Зеленой зоне» можно рассмотреть каждого и при этом ощутить тепло того убогого и радостного мира советских времен – такого далекого и близкого одновременно.

Зрители с восторгом принимали также спектакль «Долгое счастливое Рождество» Торнтона Уайлдера в постановке челябинского театра «Манекен». Это история семьи, чья жизнь на протяжении девяноста лет проходит как череда рождественских обедов, и подытоживается сценой на кладбище, откуда мертвые смотрят на мир живых. За обеденным столом меняются лишь фигуранты: одни члены семьи появляются из белой двери (рождаются), другие уходят в черную – там их ждет смерть, и никто не успевает прочувствовать настоящее. Изящный спектакль, казалось, говорил и об эфемерном искусстве театра, да и о самом молодежном фестивале в Омске. Ведь театральная жизнь стремительна, она преображается на глазах, и те, кто сегодня ходит в начинающих, может, завтра станут мэтрами.


Опубликовано в номере «НИ» от 4 ноября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: