Главная / Газета 24 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Петербург «неоткрыточный»

В российский прокат выходит кинофильм «Прогулка»

Елена СЛАТИНА

Фильм Алексея Учителя «Прогулка» был включен в конкурс Московского международного фестиваля по настоянию Никиты Михалкова, но вместо призов получил волну отрицательных рецензий в прессе. На фестивале в Выборге «Прогулка» взяла главный приз, награды за режиссуру и за лучшую женскую роль. Теперь картину будет оценивать вся Россия.

shadow
Однажды мой приятель предложил мне пари: он утверждал, что я не смогу назвать 10 гениальных фильмов о любви, снятых за всю историю кино. Пари я выиграла, но с большим трудом – фильмов о любви (даже негениальных) действительно крайне мало: «Унесенные ветром», «Касабланка»… попробуйте продолжить список. История, построенная исключительно на нежном чувстве, – трудный жанр.

Называть «Прогулку» гениальным фильмом о любви было бы преувеличением. Но сценарист Дуня Смирнова и режиссер Алексей Учитель с этим трудным жанром, как мне кажется, справились. Полтора часа экранного времени мы смотрим лирическую историю обретения и крушения надежд. Эта история оставляет чувство, которое, кажется, невозможно повторить, почти как, извините за сравнение, первую любовь. Но повторный просмотр «Прогулки» убедил меня в обратном – чувство, может, и не повторить, но хорошее настроение гарантировано.

Ольга (Ирина Пегова) – одновременно чудная и чудная (с разными ударениями), совсем не похожа на тех, кого сегодня принято считать красавицами: маленькая, пухленькая, с большой грудью и низким голосом. Ее легкое «безумство» начисто лишает головы двух друзей – романтика Алешу и циника Петю, с которыми Ольга знакомится на Невском и за день проходит весь Петербург из конца в конец.

Снята «Прогулка» в предъюбилейном Петербурге: рядом с героями разгуливают ряженые придворные, толпы туристов, болельщики «Зенита», цыгане, реставрируется Дворцовая площадь. При этом никакого глянца – только живая жизнь, выхваченная ловкой камерой Юрия Клименко. Весь этот сумбур, суета, стремительность города провоцируют стремительность чувства. Все, что происходит с героями, – чистая импровизация, они придумывают себе жизнь и с удовольствием в нее верят.

Сценарист Дуня Смирнова говорит, что на создание «неоткрыточного» Петербурга ее в свое время вдохновил «Брат» Алексея Балабанова. Но если в «Брате» этот настоящий Петербург мрачный, то в «Прогулке» нет и намека на сырой город Достоевского. В «Прогулке» Питер солнечный, легкий, трепетный и нежный, видимо, такой, каким видят его влюбленные друг в друга, в жизнь, в молодость, в свою свободу герои фильма.

Даже в средствах массовой информации «Прогулку» иногда всерьез называют сиквелом (продолжением) фильма «Я шагаю по Москве». Конечно, фильм Учителя – не продолжение хита Данелии. Хотя «Прогулка» действительно похожа на свободолюбивые картины 60-х – о простых поисках человеческого счастья. И какая разница, что счастье это мимолетно, и совсем не важно, что у Ирины Пеговой разные туфли. Когда выходишь из кинотеатра, хочется немедленно отправляться гулять – хоть по Питеру, хоть по Москве, хоть по Краснодару. И верить, что счастье может поджидать тебя за любым поворотом.


Опубликовано в номере «НИ» от 24 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: