Главная / Газета 23 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Пролетарская крыша

«Рабочий и колхозница» готовятся накрыть собою 10-этажный торговый центр

Сергей СОЛОВЬЕВ

Знаменитую статую работы Веры Мухиной в октябре полностью разберут, чтобы отреставрировать и водрузить на новый пьедестал. Строители считают, что выполняют волю скульптора. Однако самой Мухиной не могло и в кошмарном сне присниться, что созданный ею стальной символ освобожденного труда будет венчать десятиэтажное здание московского рынка.

После ремонтных работ «Рабочий и колхозница» будут олицетворять новую страну
После ремонтных работ «Рабочий и колхозница» будут олицетворять новую страну
shadow
До сих пор советский скульптурный символ, растиражированный на открытках и кадрах «Мосфильма», стоял на задворках проспекта Мира и мало кого интересовал. О том, что он нуждается в реставрации, говорили уже лет десять. Сразу после триумфальной для Страны Советов выставки в Париже 1937 года, где «Рабочий и колхозница» своей грандиозностью подавили не только фашистский павильон, но и Эйфелеву башню, скульптуру сослали в российскую ссылку. Переместили к Северному входу ВДНХ и поставили, как выразилась сама Вера Мухина, на «пенек» – пятиметровый пьедестал. Сама Мухина хотела, чтобы «Рабочий и колхозница» стояли на постаменте высотой метров в 30.

Теперь в пьедестале живут бомжи, на ноге колхозницы можно прочесть о том, кто «здесь был...», а каркас прогнил настолько, что серп с молотом того и гляди упадут на головы туристов. Раньше реставрацию «Рабочего и колхозницы» постоянно тормозили бесконечные противоречия между федеральными и московскими департаментами охраны памятников. Сама по себе скульптура – общероссийский объект, а вся прилегающая к ней территория – московское хозяйство. Наконец, два года назад московские власти приняли решение реконструировать всю территорию вокруг монумента. Конкурс на реконструкцию выиграла компания, которой принадлежит автостоянка, расположенная прямо у подножия скульптуры. Именно эта компания должна оплатить строительство нового торгового центра (площадью 64 тыс. кв. м), на крышу которого, как на пьедестал, водрузят памятник. Она же оплатит и реставрацию «Рабочего и колхозницы». По некоторым данным, весь комплекс работ по строительству торгового центра и реставрации памятника может обойтись примерно в 100 млн. долларов.

Насчет того, что реставрация «Рабочего и колхозницы» пройдет нормально, в Министерстве культуры не сомневаются. Метод уже отработан: снимут металлические пластины, «одевающие» фигуры, и укрепят каркас. Потом на новом постаменте знаменитую пару соберут заново, как детский конструктор. Кстати, в разобранном виде композиция занимала 28 товарных вагонов (именно столько потребовалось, чтобы довезти ее до Парижа и обратно). Как заявила в интервью «Новым Известиям» куратор проекта от Министерства культуры Татьяна Бердникова, весь процесс разборки и сборки «Рабочего и колхозницы» находится под строгим госконтролем, и никакого «новодела» не будет. «НИ» удалось выяснить, что вопреки ранее распространенной в прессе информации реставрацией занимается вовсе не мастерская Зураба Церетели (которому, видимо, по традиции приписывают все крупные заказы в Москве). На самом деле скульптурными работами руководит Михаил Церковников, автор памятника Федору Шаляпину на Новинском бульваре.

Здание, на котором будут стоять «Рабочий и колхозница», называется «Многофункциональный торговый комплекс». Он будет состоять из трех частей: подземного гаража, главного корпуса, на который, собственно, поставят монумент, и двух прилегающих зданий. Главный корпус высотой 34,5 метра будет повторять павильон, созданный для парижской выставки Борисом Иофаном. На него и водрузят скульптуру.

Строители и реставраторы надеются, что с реконструкцией всей территории вокруг статуи Северный вход ВДНХ вновь приобретет свое былое важное значение. Сейчас он почти не используется. Но тут же возникает вопрос: а чем будет нашпигован этот торговый гигант и прилегающие к нему корпуса? Архитекторы и министерские работники разводят руками: это, мол, уже не в нашей компетенции. Главное, поставить статую, а что под ней – пусть инвесторы думают. Благие намерения – сохранить шедевр – могут обернуться печальной пародией. Огромнейший мраморный блок (когда-то Иофан намеревался возвести такой «постамент» на том месте, где сейчас храм Христа Спасителя), скорее всего, внутри будет напичкан магазинами.


Опубликовано в номере «НИ» от 23 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: