Главная / Газета 19 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Вглядываясь в историю

Вчера в Пушкинском музее открылась выставка фотографий из американского Музея современного искусства

Сергей СОЛОВЬЕВ

Критики уже успели окрестить выставку «Вглядываясь в фотографию» неполиткорректной. По версии нью-йоркского Музея современного искусства, основную роль в истории мировой фотографии сыграли американцы.

shadow
Сейчас ни у кого не вызывает сомнение: фотография – дело важное и нужное. Может, и не «важнейшее из искусств», но точно имеющее к искусству непосредственное отношение. И уж тем более никто сейчас не сомневается, что лучшие образцы фотографии стоит хранить в музеях. Современные критики искренне недоумевают: как это до 1929 года никто, кроме нью-йоркского Музея современного искусства, не додумался сделать специальную экспозицию, для которой систематически собирались бы выдающиеся снимки? В 1973 году директор фотоотдела нью-йоркского музея Джон Шарковски выпустил книгу «Вглядываясь в фотографию. 100 снимков». Шарковский специально выбрал по одному авторскому снимку и заставил зрителя всмотреться не в сюжет (мало ли что может быть изображено), а в форму и качество. По его мнению, только так можно ощутить величие каждого произведения. После этого стало ясно, что в фотоискусстве имеются свои классики и шедевры.

Выставка, открытая вчера в Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина – это страницы того самого фотоальбома. К 100 прежним снимкам добавилось еще 25 фотографий, сделанных до 2000 года. Работы идут в хронологическом порядке от портретов и безымянных пейзажей XIX века, через фотографический бум 30-х годов (здесь вполне заслуженное место занимает снимок и нашего Александра Родченко) к расцвету европейских мастеров в 70-е годы.

До Москвы выставка успела побывать в Санкт-Петербурге. Критики успели возмутиться ее «неполиткорректным» взглядом на историю фотографии: слишком много здесь американцев, вклад которых в мировую фотографию не так уж и велик. Но каким бы ни был этот взгляд, нужно отдать должное – он очень поучительный.

Представьте, что вам предстоит выбрать из миллиона снимков те, что имеют отношение к искусству. Какой тут применить метод? Ведь считается, что «гениальный» кадр может сделать даже ребенок. К примеру, когда-то Франк Капп сделал гениальную фотографию, не глядя в глазок, а только высунув из окопа руку с фотоаппаратом.

Выставка помогает и снять пелену с глаз, «замыленных» бесконечными репортажными снимками в газетах и журналах. Как раз для того, чтобы снять эту пелену и почувствовать удивление от эффектно выстроенного кадра, и делаются такие выставки. Первая фраза в альбоме Джона Шарковски звучит следующим образом: «Перед вами фотоальбом, основное назначение которого – доставить визуальное наслаждение». Ее можно сделать эпиграфом и ко всей экспозиции в Пушкинском музее.


Опубликовано в номере «НИ» от 19 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: