Главная / Газета 12 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Зло под солнцем

На российские экраны выходит фильм «Бассейн» Франсуа Озона

Елена СЛАТИНА
shadow
Новая кинокартина Франсуа Озона «Бассейн», вчера поступившая в российский прокат, на первый взгляд кажется заурядным детективом. Главная героиня, автор криминальных романов, по сюжету сама оказывается вовлеченной в историю преступления. Однако «Бассейн» – одна из тех картин, которые интересны не тем «про что», а «как» они сделаны.

Франсуа Озона в его 36 лет весь мир считает уже классиком французского кино, хотя коллеги-соотечественники его недолюбливают. Даже теперь, когда после радикальных «Крысятника», «Криминальных любовников» и нескольких короткометражек Озон стал снимать большое зрительское кино с детективными сюжетами. В названии его нового фильма – «Бассейн» – читается явная параллель с известнейшей французской картиной с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Как в пьесах Чехова ружье непременно стреляет, так во французском кино бассейн во дворе предвещает преступление.

По сюжету английская Александра Маринина – Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг), устав от написания криминального чтива, уединяется во французском имении своего издателя, чтобы наконец заняться настоящей литературой. Сара наслаждается одиночеством, ходит завтракать в придорожное кафе и уже, наверное, видит во снах Пулитцеровскую премию, как вдруг в дом врывается беспардонная дочь издателя Жюли (Людивин Сенье). Жюли курит где попало, включает музыку на полную громкость и постоянно приглашает в дом мужиков, по возрасту годящихся ей в отцы. В перерывах между эротическими забавами барышня нежит свое роскошное тело на берегу бассейна. Взаимная неприязнь двух женщин оборачивается «началом прекрасной дружбы» и источником вдохновения для писательницы... тем более что в скором времени героини окажутся связаны цепью одного преступления.

Известный гомосексуалист Озон гораздо больше не столько понимает, сколько чувствует женщин, чем его гетеросексуальные коллеги. Он снимает кино про женщин («8 женщин», «Под песком»), которые суть источник зла, но, как любое зло, женщины Озона очаровательны и притягательны. А редко появляющиеся в его фильмах мужчины жалкие слабаки, не способные удовлетворять женские желания, а потому им следует камнем по голове. Впрочем, «Бассейн» не короткий фильм об убийстве. За детективным сюжетом история о природе искусства, о том, как старость нуждается в молодости, о желании, которое стимулирует творчество. В одном из интервью Франсуа Озон признался, что «Бассейн» во многом автобиографичен, потому что со стороны он, Озон, выглядит талантливым и удачливым, но только он один знает, «из какого сора растут цветы…».

Людивин Сенье: «В премии Каннского фестиваля я пока не нуждаюсь»

Сэм КЛЕБАНОВ, Елена СЛАТИНА

–На недавнем кинофестивале в Каннах вас называли одной из самых сильных претенденток на приз за лучшую женскую роль, тем более что вы участвовали в двух конкурсных картинах. Если бы вам пришлось выбирать, за какой фильм вы бы себя наградили: за «Бассейн» или «Маленькую Лили»?

– Честно говоря, даже вообразить себя не могу получающей награду. Все-таки я еще слишком молода. И я просто боюсь потерять контакт с реальностью. Премия как раз могла бы вскружить мне голову. Премия Каннского фестиваля – это ведь очень весомый знак признания, он мне не нужен в настоящий момент. Я и так вполне счастлива.

– А кто из режиссеров вам ближе?

– Трудно выбрать. Режиссеры люди очень щепетильные, они всегда привязаны к своим актрисам и не хотят их делить ни с кем. Я испытываю серьезные затруднения, когда оказываюсь в одной компании с Клодом и Франсуа. А уж работать параллельно…

– Три фильма Франсуа Озона, в которых вы снялись, очень разные. Менялся ли сам режиссер от фильма к фильму?

– Я помню, на съемках «Капель дождя» он был очень расслабленным. Актеров на площадке было мало, работали в студии, процесс был довольно захватывающим. А вот когда снимали «8 женщин», Франсуа казался очень сосредоточенным. Думаю, он просто был напуган всеми этими звездными актрисами, собранными вместе, и боялся потерять власть над своим произведением. Было заметно, что он испытывает сильный стресс. К началу работы над «Бассейном» он пришел в себя. К тому времени мы с ним уже были друзьями. С Шарлоттой Рэмплинг после фильма «Под песком» у него тоже сложились близкие, теплые отношения. Поэтому он выглядел спокойным и, кажется, был счастлив. «Бассейн» мы снимали на юге Франции, погода была великолепной, работали все время на улице – просто идиллия.

– Действие «Маленькой Лили» тоже разворачивается рядом с водоемом? Какие у вас воспоминания о работе с Миллером, как сложились отношения?

– Прекрасно. Я давно мечтала встретиться с Клодом, потому что его работы произвели на меня сильное впечатление еще в детстве. Я его очень люблю. А условия, в которых мы снимали, были совершенно замечательными. Мы почти два месяца провели в Бретани, это было очень здорово, потому что, даже когда идет дождь, Бретань прекрасна. Мы были изолированы от всего мира. Для меня это очень важно, во время съемок мне нравится отгораживаться от реальности, и я очень дорожу покоем.

– «Маленькая Лили» рассказывает о несчастной любви и попытке воспроизведения ее в кино. Можно ли, перенеся свои чувства на кинопленку, помочь себе преодолеть грусть?

– Да, наверное. Ведь каждый художник всегда копается в собственном опыте, разбирается в собственных чувствах, рассказывает историю о себе. Наверное, это действительно хорошее лекарство.

– Вам повезло поработать с замечательными режиссерами. Кто станет следующим?

– Следующим уже стал австралиец Пи Джей Хоган, я снялась в его «Питере Пене» в роли феи.

Исполнительница роли Жюли в фильме Франсуа Озона «Бассейн» Людивин СЕНЬЕ сегодня одна из самых ярких молодых звезд французского кино.

Кинокарьера Людивин началась, когда ей не было еще и 10 лет. Сейчас ей 23, а на ее счету уже 27 ролей. Несмотря на то, что дебютировала Сенье у Алена Рене в фильме «Я хочу домой» (1989), честь открытия этой актрисы приписывают Франсуа Озону, у которого она снялась в фильмах «Капли дождя на раскаленных скалах», «8 женщин» и «Бассейн». На последнем Каннском фестивале, помимо «Бассейна», Людивин Сенье представляла еще и фильм Клода Миллера «Маленькая Лили» (вольная экранизация чеховской «Чайки»). Фестивальные участники пророчили молодой красавице приз за лучшую женскую роль.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 сентября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: