Главная / Газета 11 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Лицом к Кремлю

Третьяковка окупирует целый квартал в центре Москвы

Сергей СОЛОВЬЕВ
Ради Третьяковки Центральный дом художников полностью перестроят. Прежним  останется только фасад
Ради Третьяковки Центральный дом художников полностью перестроят. Прежним останется только фасад
shadow
Вчера министр культуры Михаил Швыдкой официально обнародовал программу празднования 150-летия Третьяковской галереи. Оно состоится в 2006 году. Деньги на подготовку к юбилею и реконструкцию зданий музея выделит правительство РФ. Но директор Третьяковки надеется еще и на помощь столичной мэрии.

Насчет даты основания галереи искусствоведы и художники ведут бурные споры до сих пор. Однако для нынешнего директора Третьяковки Валентина Родионова решающим документом оказалась расписка Павла Третьякова, которую тот дал академику живописи Василию Худякову. Согласно этому документу, в мае 1856 года Третьяков приобрел одну из картин академика за 450 рублей. Именно эта покупка и стала основой коллекции. Справедливости ради стоит сказать, что в семье Третьяковых это была не первая и не последняя картина. Поэтому куда логичнее было бы считать днем рождения галереи ее торжественное открытие для всенародного обозрения в августе 1893 года. Но тут уже начинается культурная политика.

Отмечать 110-летие Третьяковки в нынешнем году не было никакого резона хотя бы потому, что все лимиты госбюджета на подобные мероприятия ушли на празднование юбилея Санкт-Петербурга. Поэтому 2006 год выгоден со всех сторон: федеральная власть с 2004 года начнет инвестировать примерно по 500 млн. рублей на каждый предъюбилейный год, а сам музей тем временем устранит недоделки и отстроит для себя новое здание. Президент РФ дал на это добро и обязал правительство взять юбилей под свой контроль.

Программа реконструкции и развития Третьяковской галереи настолько обширная и дорогая, что вполне сопоставима с петербургской юбилейной эпопеей. Это особенно подчеркнул министр культуры Михаил Швыдкой: «После 300-летия Питера непитерские музеи оказались в тени. Но все-таки московский музей по-своему уникален. Ведь в Петербурге все музеи открывали императоры, а здесь – купцы и профессора. Можно сказать, в Москве было профессорско-буржуазное собирательство, и этим Третьяковка интересна».

В то время как министр ностальгирует по старине, в самой Третьяковке больше мечтают про обновление. Главная проблема – новый корпус около исторического здания в Лаврушинском переулке. Этот корпус по плану реконструкции должен быть обращен на Кадашевскую набережную и к Кремлю. Мастерская «Моспроект-4» работает над планом вот уже десять лет и никак не может согласовать свои архитектурные идеи и необходимость вписать новый дом в историческую застройку. Есть надежда, что к юбилею трехэтажное здание все-таки будет закончено и там разместится часть экспозиции, а также детский эстетический центр. Третьяковка буквально «развернется» к центру.

Второй объект для реконструкции – филиал музея на Крымском валу. «Возможно, это одно из самых неудачных зданий советской архитектуры, – сказал «Новым Известиям» директор галереи Валентин Родионов. – Сейчас нужно перестелить кровлю, которая течет, как решето, привести в нормальное состояние залы, где размещена экспозиция «Искусство ХХ века». Помимо обширного строительства, за три года предполагается подготовить по-настоящему значительные выставки. Самая сенсационная экспозиция запланирована на 2005-й – собрание картин Марка Шагала из всех музеев мира, с 2006-го Третьяковская галерея начнет принимать в гости и другие шедевры из лучших музеев мира (первым на очереди французский музей Орсэ).

Окидывая взглядом все, что с помощью президентских денег предполагается сделать к юбилею, директор Третьяковки уповает на московские власти: «Хоть мы и всероссийский музей, но Москва должна повернуться к нам лицом». «За такие деньги к вам кто угодно повернется», – успокоил директора Михаил Швыдкой.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: