Главная / Газета 9 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

История катастрофы в фотографиях

В Москве вчера открылась выставка «Это – Нью-Йорк», посвященная трагедии 11 сентября

Сергей СОЛОВЬЕВ
shadow
Пятьсот анонимных фотографий, выставленных в музее, – это шокирующий репортаж о национальной трагедии Америки. Зритель как бы оказывается в эпицентре катастрофы во Всемирном торговом центре. И что самое интересное, видит ее глазами не профессиональных фотографов, а обычных людей.

История выставки началась стихийно, что совершенно точно отражается в ее подзаголовке: «Фотографии, снятые народом». Сразу после трагедии четыре фотографа решили собрать архив снимков и дали соответствующее объявление в Интернете. Ответы превзошли всякие ожидания: оказывается, первые часы теракта в башнях Всемирного торгового центра были запечатлены почти на 50 тысячах фотографиях. Причем профессионалов среди авторов фотодокументов очень мало. Настоящая катастрофа отражается именно в любительских снимках. И сегодня мы смотрим на трагедию глазами прохожего, оказавшегося прямо в ее сердце. Именно это и шокирует больше всего: лица людей с застывшими на них масками ужаса, огромный слой пыли, накрывший город, как снегопад, собаки с переломанными лапами, мертвые улицы, заваленные битым стеклом и обгоревшими паспортами. Сейчас на сайте проекта «выложено» 5 тысяч таких картин, до Москвы добрались только 500 фотокопий.

Московская экспозиция в точности повторяет выставки, которые уже прошли в других европейских городах (экспозиция побывала уже в 3 странах мира): в огромном зале снимки подвешены на лески, словно белье. Чтобы разглядеть фотографии нужно постоянно задирать голову, будто смотришь на сами башни. Никаких подписей или имен авторов (хотя среди пятисот образов есть снимки именитых фотографов). Трагедия стирает различия между людьми и кадрами: есть лишь одна на всех боль. Впрочем, эта выставка имеет и благотворительные цели – продажа копий этих снимков, осуществляемая через Интернет, уже принесла почти миллион долларов, который был перечислен детям погибших.

Современные художники ломают кисти, пытаясь выразить сильные эмоции и впечатления. Но, как водится, жизнь их опережает: документальная съемка превосходит все шокирующие арт-эксперименты. Стоит, однако, отметить, что при всей откровенности и жестокости документальных фотографий сами кураторы проекта говорят совсем о других чувствах. Когда у магистра арт-фотографии Чарлза Трауба, приехавшего в Москву (его снимки есть на выставке), спросили, что он чувствовал в первые дни трагедии, он ответил: «Добро, единение и желание помочь друг другу».


Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: