Главная / Газета 8 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Триумф «Возвращения»

Молодой российский режиссер Андрей Звягинцев завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля

Елена СЛАТИНА, Венеция
Дебютант Звягинцев привезет на Родину «Золотого Льва» и немалый денежный приз
Дебютант Звягинцев привезет на Родину «Золотого Льва» и немалый денежный приз
shadow
Сенсацией кинофестиваля в Венеции стало присуждение основных наград трем российским режиссерам. Главный приз «Золотой Лев» увез вчера в Москву создатель ленты «Возвращение», дебютант Андрей Звягинцев, которого в России никто до этого толком не знал. «Серебряный Лев» достался Мураду Ибрагимбекову (за короткометражный фильм «Нефть»). А специального упоминания жюри удостоен «Последний поезд» Алексея Германа-младшего. Такого оглушительного успеха у российского кино в Европе не было никогда.

Получается, что все три фильма от России, участвовавшие в фестивале, получили высшие награды. Можно считать это мистикой, но и в конкурсе «Против течения» главный приз достался фильму «Водка-лимон» Хинера Салима, снятому в Армении. Одним из продюсеров картины является известный российский кинопрокатчик Геворг Нерсисян.

Все российские участники фестиваля счастливы безмерно. На моей памяти «Возвращение» – первая за последние лет 20 картина, за победу которой искренне болела вся русская делегация (в прошлом году русские болели, скорее, против Андрея Кончаловского и его фильма «Дом дураков»). «Россия возвращается», – сказал со сцены на ломаной смеси языков продюсер «Возвращения» Дмитрий Лесневский. Звягинцев на иностранных языках не говорит, а оттого еще больше волнуется – последние четыре дня фестиваля он постоянно встречается со зрителями, дает пресс-конференции и принимает поздравления. Раиса Фомина – российский дистрибьютор картины – все время говорит по телефону: звонят из «Мирамакса», «Парамаунта», чуть ли не из всех ведущих мировых прокатных компаний – умоляют устроить дополнительный показ фильма, желая обогнать конкурентов. И это несмотря на то, что задолго до церемонии закрытия Фомина продала «Возвращение» в 30 стран.

Продюсер Дмитрий Лесневский, тоже дебютант в большом кино, невероятно доволен и горд, что поставил на правильную лошадку – он уже готовит новый проект со Звягинцевым. Актеры Константин Лавроненко и юный Иван Добронравов с удовольствием дают всем подержать двух увесистых «Золотых Львов» (дело в том, что картина «Возвращение» удостоена двух наград, один «Золотой Лев» присужден за сам фильм, другой – за режиссерский дебют). Все, кто причастен к этой радости, называют происходящее одним словом – «безумие». Правда, все это счастливое сумасшествие омрачает одно трагическое обстоятельство – мальчик по имени Владимир Гарин, сыгравший в фильме старшего сына, вскоре после съемок погиб (утонул в реке). Создатели фильма поклялись его маме, что будут хранить это в тайне до конца фестиваля. Триумфаторы сообщили о смерти своего актера только на финальной пресс-конференции.

Помимо «Золотого Льва», Андрей Звягинцев получил и денежный приз. Ему достались 100 тысяч евро плюс 20 тысяч метров пленки на будущий проект.
Алексея Германа-младшего в момент объявления итогов фестиваля в Венеции не было. Его разыскали в Москве и вернули на кинофестиваль. А вот Мурад Ибрагимбеков накануне улетел в Баку, и организовать его срочное возвращение оказалось невозможным. Его продюсер Рауф Атамалибеков, который получал приз, в интервью «Новым Известиям» сказал: «Это день российского кино. Такого никогда не было, но я надеюсь, так теперь будет часто». Патриотизм наших кинематографистов, конечно, первые эмоции, но тем не менее отборщик российского кино для Венеции Ганс Иоахим Шлегель всерьез говорит о новой волне в нашем киноискусстве. Дебютант Звягинцев, дебютант Герман и довольно молодой Ибрагимбеков – это новая кровь. Их картины – европродукт, это отметили большинство участников фестиваля. В них нет ничего о чеченской войне, проститутках, бандитах, нищей России и «заевшейся» Москве. Эти три фильма объединяет попытка понять человека: его чувства, мотивы его поступков, причины его страданий. Венецианский фестиваль вдруг неожиданно показал, что в России есть настоящее, качественное авторское кино. Пусть нет еще индустрии, но это дело времени.

Шестидесятый венецианский смотр достоин преклонения. Невозможно себе представить, чтобы на юбилейном московском, берлинском и, уж конечно, каннском фестивале не победила бы национальная картина. За день до объявления призов по холлам местных отелей, где кипит фестивальная жизнь, разносились сплетни, что «Золотой Лев» уходит к Марко Беллоккио за картину «Доброе утро, ночь». Фильм итальянца Беллоккио – политическая драма о похищении и убийстве Альдо Моро. Это историческое событие – предмет частых рефлексий итальянцев. В рейтингах итальянской прессы Беллоккио взлетел на первую позицию, его лоббировал сам премьер Италии Сильвио Берлускони, но председатель жюри, итальянский, заметим, классик Марио Моничелли был непреклонен – ему 88 лет, он может себе позволить наплевать на политику. Беллоккио дали приз за сценарий, тот, похоже, обиделся, написал вполне ерническое обращение к жюри и уехал, не дождавшись церемонии закрытия.

Многие на фестивале ожидали, что Моничелли просто в силу своего возраста вынесет максимально нелепое решение, но призы распределились более чем разумным образом.

Спецприз жюри ушел к ливанской картине «Воздушный змей» Ранды Чахал, фильм рассказывает о людях, разделенных колючей проволокой и демаркационными линиями, при этом режиссер не углубляется в политику, а рассказывает о человеческих отношениях, причем со специфическим юмором. Приз за режиссуру получил Такеши Китано («Затойчи») – блестящая самурайская драма о слепом мастере меча, который пришел уничтожить зло. Лучшей актрисой названа немка Катя Риман за «Розенштрассе» Маргаретт фон Тротты, а лучшим актером – Шон Пенн за роль в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм». Этой награды, на мой взгляд, больше заслуживал партнер Пенна по фильму – Бенисио дель Торро, потому что Пенн сыграл как всегда, но надо отдать ему должное – сыграл как всегда блистательно.

Мудрое решение жюри по большому счету искупило все грехи фестиваля. И затянутую церемонию закрытия, и отсутствие перевода на какой-либо язык как церемоний, так и всей фестивальной периодики, и легкое разгильдяйство фестивальных сотрудников (новому директору Морицу де Хадельну, который возглавил венецианский фестиваль в прошлом году, придется приложить немало усилий, чтобы превратить Мостру в строгий рабочий смотр). Все это такая мелочь по сравнению с тем, что венецианский фестиваль подтвердил титул самого демократичного смотра в мире.

Справка «НИ»

До «Возвращения» Андрея Звягинцева главного приза Международного Венецианского кинофестиваля – статуэтки «Золотой Лев» – удостаивались два отечественных фильма. В 1962-м эту награду получила картина «Иваново детство» Андрея Тарковского, а в 91-м «Урга» Никиты Михалкова. В прошлом году вторая по значимости премия – Гран-при – была вручена Андрею Кончаловскому за картину «Дом дураков».

Опубликовано в номере «НИ» от 8 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: