Главная / Газета 5 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Союзный киношок

В Анапе стартует кинофестиваль стран СНГ и Балтии

Ирина ЛЮБАРСКАЯ
Украинская лента «Мамай» – фаворит российского «Киношока» и претендент на американского «Оскара».
Украинская лента «Мамай» – фаворит российского «Киношока» и претендент на американского «Оскара».
shadow
Завтра вечером в Анапе откроется 12-й по счету фестиваль «Киношок». Первоначально он задумывался как форум чего-то неординарного и скандального, однако со временем превратился в «Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии».

Кинопроизводство в странах СНГ только начинает восстанавливаться, поэтому, к примеру, ежегодно российских премьер пока едва хватает на конкурс пафосного сочинского «Кинотавра». Но даже у него самое сладкое в последние годы норовит отобрать Московский фестиваль (ММКФ). По регламенту участие в ММКФ нисколько не мешает фильму соревноваться в любом внутреннем конкурсе. Однако на деле, конечно же, «Кинотавр» сегодня выглядит эдаким наглым графом Альмавивой, мечтающим воспользоваться правом первой ночи накануне всех свадеб. Разумеется, между отборщиками программ двух фестивалей идет настоящая «холодная война» – политика кнута и пряника, использующая все рычаги для соблазнения режиссеров.

Что же говорить об Анапе? Выход, найденный организаторами «Киношока», оказался крайне плодотворной идеей. Огромное пространство Советского Союза было покрыто сетью киностудий, каждая из которых так или иначе внесла свой

вклад в историю советского кино. Эмиль Лотяну своими цыганистыми фантазиями прославил студию «Молдова-фильм». Тенгиз Абуладзе задал тон высокой притчи, до сих пор культивируемой на «Грузия-фильме». Украинская студия имени Довженко всегда имела вкус к жанровому кино. «Беларусь-фильм» давал базу для военных кинолент. Новая казахская волна прокатилась по всему миру, выведя «Казахфильм» на первые позиции в конце 80-х – начале 90-х годов. Ну а Прибалтика, как известно, была окном в Европу не только для кино, но и всего советского народа. С развалом Союза в одночасье все это «кино» повисло в безвоздушном пространстве, потеряв средства к существованию.

В этой ситуации «Киношок» стал одновременно и социальным клубом, где режиссеры нашли публику и критику. Фактически он оказался единственным собирателем крупиц утраченной общей культуры, без которого никто бы ничего так и не знал о вчерашних коллегах. Именно в этом его смысл и своеобразие.

Кстати, на этот раз в день открытия «Киношока» закрывается Венецианский фестиваль, и прямо оттуда в Анапу приедут сразу три фильма. Две конкурсные картины – «Последний поезд» Алексея Германа-младшего и «Питон» Лайлы Пакалныня (Латвия). Конечно же, большая борьба шла за включение в конкурсную программу «Возвращения» Андрея Звягинцева. Эта картина вызвала целую бурю любопытства после того, как никому не ведомый режиссер-дебютант все лето был нарасхват и выбирал, куда поехать – в Локарно, Венецию или Монреаль. В Анапе фильм будет показан только вне конкурса.

«Ангел справа» Джамшеда Усмонова из Таджикистана был представлен в этом году на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Украина присылает в Анапу очень спорную и сложную картину «Мамай» молодого режиссера Леся

Санина – ее даже выдвинули на будущий «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». В противовес раскрученному «Мамаю» в конкурсе помещена белорусская костюмная драма «Анастасия Слуцкая» из Белоруссии. Но всем сюрпризам сюрприз будет, если Анапу все-таки посетит дочь украинской актрисы 60-х Галины Логиновой, модельная дива, звезда «Пятого элемента» Мила Йовович. Тогда «Киношок» смело можно будет переименовать в «Киношик».


Опубликовано в номере «НИ» от 5 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: