Главная / Газета 4 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Драконы Мостры

На кинофестивале в Венеции определились фавориты

Елена СЛАТИНА, Венеция
Такеши Китано, как и в прошлый раз, фаворит Венецианской Мостры
Такеши Китано, как и в прошлый раз, фаворит Венецианской Мостры
shadow
Венецианская Мостра в самом разгаре. Уже сейчас можно утверждать, что юбилейный фестивальный смотр получился весьма удачным. В Венеции сегодня есть все: герои, скандалы, триумфы, провалы. Но главное – есть хорошее кино.

На сегодняшний день фаворит фестиваля Такеши Китано с фильмом «Затойчи» – историей слепого мастера меча, который избавляет мир от подонков и негодяев и покровительствует добрым людям. В пересказе «Затойчи» кажется какой-то американской чепухой, на экране же это изящнейшая сентиментальная история, красивая и глубокая. Зал аплодировал минут десять. Впрочем, и в прошлом году Китано со своими «Куклами» был на вершине рейтинга, но остался без наград. Режиссер презрел обиду, перекрасился в блондина и снова приехал соревноваться.

Если говорить о приблизительном раскладе, то пока, согласно рейтингам итальянской критики, хорошие позиции у тайваньского фильма Bu San Цай Минь Ляна. Правда, на мой взгляд, фильм этот довольно фальшивый и излишне претенциозный. Перевести название на русский сложно – что-то вроде «Прощание с пристанищем дракона». Dragon Inn –предназначенный под снос кинотеатр, в котором последние зрители смотрят старые фильмы. Кинотеатр этот режиссер выдает за модель мира. Как раз эта метафора портит фильм, поскольку, неоднократно отработанная, теперь она выглядит просто интеллектуальной пошлостью.

Видимо, жюри не сможет обойти вниманием португальского классика Маноэля де Оливейру. Ему 94 года, но его «Разговорное кино» – весьма бодрый фильм, который, кстати, в этом году отвергли Канны. Сюжет: шикарный морской круиз, который заканчивается террористическим актом.

Был показан новый фильм британца Майкла Уинтерботтома «Код 46» – футуристическая драма о том, к чему может привести клонирование людей. Код 46 – это запрет на половой контакт для людей с похожим ДНК. Герой Тима Роббинса приезжает в Шанхай и влюбляется в девушку (Саманта Мортон), ДНК которой оказывается идентичным ДНК его матери. Реакция журналистов на фильм была прохладной: жидкие аплодисменты, слабый свист. Что скажет жюри – посмотрим.

Все остальные фильмы конкурса внимания, на мой взгляд, не заслуживают. Сидя на просмотрах таких неудачных картин, как новая работа поляка Яна Якуба Кольского «Порнография», начинаешь волей-неволей с пониманием и теплотой относиться к родному Международному московскому кинофестивалю – дело не в кризисе того или иного киносмотра, а в кризисе мирового кинематографа. Да, немногочисленные гении поделены между Каннами, Венецией и Берлином, но и на крупнейших смотрах пропорции между хорошим и плохим кино порой озадачивают.

Есть в Венеции и роскошный, настоящий провал – картина Кристофера Хэмптона «Воображая Аргентину» об исчезновении людей в период правления аргентинской хунты. Беспрецедентный случай, когда свое возмущение свистом и шиканьем зрители стали выражать уже в середине фильма, а на финальных титрах зал свистел и кричал «бу» так долго, что этот показ имеет все шансы войти в историю Мостры.

Еще одно уникальное событие юбилейного фестиваля – показ рабочей копии фильма Бабака Пайами «Молчание между двумя мыслями». Пайами – один из самых любопытных сегодня иранских режиссеров, лауреат Приза жюри в Венеции за свой предыдущий фильм «Тайное голосование», на этот раз оказался персоной нон-грата у себя на родине. Его новый фильм был арестован иранскими властями за высказывание против

исламского фундаментализма. Именно поэтому, в поддержку режиссера, в Венеции показывается рабочая копия с плохим звуком. «Молчание» непременно появится на пленке – все исходные материалы находятся в Италии, но теперь самому режиссеру опасно возвращаться в Иран – после этой премьеры его там ждет арест.

На фестивале будет показан фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Отборщик нашего кино для Венеции Ганс Иоахим Шлегель считает, что у «Возвращения» большие шансы на успех. Фильм Алексея Германа-младшего «Последний поезд» уже прошел в программе «Новые территории», причем весьма удачно. Режиссер Герман-младший – плоть от плоти своего отца: та же стилистика, та же тематика, та же горькая ирония, кажется даже, что весь реквизит дебютант одолжил на съемочной площадке «Хрусталева». Что же до сюжетной линии, то тут чувствуется связь с «20 днями без войны» – трагедия интеллигента на войне. Оба российских дебютанта находятся в Венеции и серьезно волнуются: в этом году здесь учреждена премия Луиджи Де Лаурентиса за лучший дебют. Премия эта не только почетная, но еще и «денежная» – 100 тысяч евро плюс 20 тысяч метров пленки на будущий проект. Результаты фестиваля будут оглашены вечером 6 сентября.


Опубликовано в номере «НИ» от 4 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: