Главная / Газета 3 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Валерий Тодоровский: «Я подустал от любви и от лирики»

Мария ДУБОВА
shadow
Известный режиссер Валерий Тодоровский снимает в Минске фильм «Мой сводный брат Франкенштейн». О своем новом проекте создатель «Идиота» и «Страны глухих» рассказал «Новым Известиям»:

–Валерий Петрович, «Франкенштейн» это что, триллер?

– Когда мне начинают излагать сюжет какого-то нового фильма, говорю «Не надо! Я лучше пойду и посмотрю его сам». О «Франкенштейне» могу сказать только одну вещь, и она, на мой взгляд, достаточно интригующая: я до сих пор снимал фильмы про любовь, а сейчас решил сделать фильм про войну. Про войну в самом что ни на есть буквальном, натуральном смысле.

– С военными действиями?

– Да (смеется). У меня будут стрелять из автоматов, пулеметов, пистолетов, снайперских винтовок. Будут взрываться гранаты. Война – это явление, с которым мы сталкиваемся каждый день, мне интересно как часть жизни.

– На перекидном календаре в комнате главного героя значится сентябрь 2003 года.

– Да, фильм современный. Мы стремимся, чтобы все аксессуары соответствовали времени, чтобы не было ощущения, что это происходит 10 лет назад. Но актуальность происходящего на экране не будет иметь прямых аналогий. Больше о сюжете ничего не скажу.

– Весь фильм – сплошная война?

– Нет, будет только одна большая сцена. В остальном это очень человеческая история. Сказать, что она камерная, не могу, потому что там много персонажей. В фильме задействованы дети. Это первый в моей жизни случай, когда я снимаю детей – обычных московских школьников. Знаете, они на другом уровне чувствуют, и, если со взрослыми иногда надо долго репетировать и беседовать, ребенку достаточно одной фразы. Не знаю, как у них это получается.

– А каков жанр будущей картины?

– Это психологическая драма. С сильными элементами черной комедии.

– А как же мистика? Франкенштейн все-таки.

– Нет. Все абсолютно реально. Франкенштейн – это кличка одного из персонажей, которого играет Даниил Спиваковский.

– Я слышала, что вы не любите снимать актеров, засветившихся в сериалах. Здесь же у вас – и Даниил Спиваковский, и Елена Яковлева.

– Я снимаю артистов, которые мне подходят. Сейчас практически все хорошие артисты так или иначе засветились в сериалах. Я не работаю только с теми, кто за один вечер «проходит» по трем каналам и еще рассказывает о достоинствах кофе в рекламных блоках собственных сериалов. Эта чрезмерная «эксплуатация себя» отпугивает. Ведь Яковлева не снималась ни в одном сериале, кроме «Каменской».

– А как же «Петербургские тайны»?

– Это было довольно давно. Но она же выдающаяся актриса! Я получаю колоссальное удовольствие от работы с ней. При этом точно знаю, что она незаменима. Я не могу представить никого другого на ее месте.

– Елена Яковлева мне рассказывала, что после «Интердевочки» ее долгое время дразнили Танькой. После «Петербургских тайн» – Анной, теперь, после «Каменской», в магазинах называют Настей. Теперь у нее появится новое «имя»?

– Я не думаю, что мне и ей это нужно. «Каменская» – всенародно раскрученный «бренд», и «Интердевочка» тоже. А мой фильм не рассчитан на то, чтобы героиня стала знаком чего-то – знаком проститутки, женщины в ментовских погонах или каким-либо другим знаком времени. Она играет достаточно бытовую роль узнаваемой современной женщины – не более того. Я, конечно, хотел, чтобы она была какая-то другая. А вот Ярмольник у меня точно поменяет амплуа.

– Валерий Петрович, а вы знаете, насколько серьезно вы улучшили финансовую ситуацию «Беларусьфильма» с тех пор, как кинопроизводство РТР было налажено здесь?

– Я никогда в это специально не вникал, не интересовался тем, как отразилась наша деятельность на процветании «Беларусьфильма». Мне, как режиссеру и продюсеру, здесь очень комфортно работать. Вот поверьте, не лукавлю. Здесь не так дешево, как всем кажется, но есть определенный правильный уклад для плодотворной работы. Москва – очень тяжелый город для съемок сегодня. Все, кто снимал в Москве последние три года, могут это подтвердить. Тяжело хотя бы переехать с места на место, это же целая история – с техникой и группой, да по пробкам. Сколько мы будем ехать, никто не знает, может, полчаса, может, три. А в Минске мы знаем точно – в восемь утра выедем, в 8.30 – уже на месте съемок.

– Вы по-прежнему снимаете фильмы на современном материале, тогда как я знаю, что уже несколько лет вы мечтаете экранизировать классическое произведение. Любопытно – какое?

– Телеканал «Россия» и я в качестве продюсера хотим сделать несколько экранизаций. Мы сняли «Идиота», чему несказанно рады, но еще мы собираемся сделать «Анну Каренину». Это очень важный проект. А вот я, как режиссер, хочу снять костюмный фильм, но это будет не экранизация классики. Костюмное кино по оригинальному сценарию. У меня есть замысел, он очень неожиданный и по жанру, и по стилю, в котором он должен быть сделан. Я очень надеюсь, что, когда закончу «Франкенштейна», какое-то время буду заниматься подготовкой и поиском финансирования, потому что это проект дорогой.

– Все ваши картины, за исключением короткометражки «Катафалк», носили лирические, романтичные названия – «Любовь», «Страна глухих», «Любовник». Но название «Мой сводный брат Франкенштейн» не настраивает на лирический лад.

– Название соответствует тому, что происходит. Я подустал от любви, от лирики. От топтания в отношениях и чувствах в своем садике, который оградил и в нем живу. Мне захотелось перейти в соседний. Вот и все.

Справка «НИ»

Валерий Тодоровский родился 8 мая 1962 года в Одессе. В 14 лет он снялся в небольшой роли в фильме «Странная женщина». В 1984 году Тодоровский окончил сценарное отделение ВГИКа. Первой его работой стал сценарий к фильму «Двойник» (1986).

Как режиссер Валерий Тодоровский дебютировал в 1991 году фильмом «Любовь», поставленным по собственному сценарию. В 1998 году Валерий Тодоровский снял фильм «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун в главных ролях, также отмеченный на многих кинофестивалях – в Берлине, Сиэтле, Брюсселе. Снятая в прошлом году драма «Любовник» продолжила эту традицию. На кинофестивале в Сан-Себастьяне фильм получил две наиболее престижные премии – за лучший сценарий и операторскую работу. А на сочинском «Кинотавре» он удостоен Гран-при. В мае 2000 года Валерий Тодоровский занял на телеканале «Россия» пост заместителя генерального директора по кинопроизводству. В соавторстве с Юрием Коротковым он написал книгу «Подвиг».

Опубликовано в номере «НИ» от 3 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: