Главная / Газета 2 Сентября 2003 г. 00:00 / Культура

Николай Петров

«Людей, которым дорога культура, грешно обижать»

Михаил МАЛЫХИН
shadow
Вчера на должность гендиректора Московской филармонии был назначен Алексей Шалашов. Он сменил на этом посту Александра Безрукова, который ушел в отставку месяц назад. Тем временем Оркестр МГАФ под управлением Юрия Симонова разваливается на глазах – музыканты уходят в новый коллектив Владимира Спивакова, а второй филармонический оркестр расформирован. О проблемах филармонии и российского искусства в целом «Новым Известиям» рассказал ведущий солист филармонии, народный артист СССР Николай Петров

–Я человек миролюбивый и пережил десять директоров. Должен признать, для того чтобы два из них покинули филармонию, я сделал очень много. Не хочу называть их фамилии. Один был просто фашист, а второй был такой Чиновник Чиновникович Чиновник – человек из позавчерашнего дня. Должен сказать, что благодаря последним двум директорам я наконец спокойно вздохнул. Мне наконец-то перестали срывать концерты и делать все, чтобы свести со мною счеты за мою критику. Так что о последних двух директорах не могу сказать ни одного дурного слова. Жаль, что деятельность предпоследнего руководителя совпала с очень крупной аферой по продаже сингапурским фирмам первого этажа филармонии. Когда я говорил, что ничего, кроме убытков, эта акция не принесет, меня никто не слушал. Но сейчас в этом все убедились.

– Вы имеете в виду рестораны, кафе, магазины?

– Да. Филармония от этого контракта получила дырку от бублика и от жилетки рукава.

– А разве филармония не кормится деньгами от аренды?

– Аренда – дело тонкое. Вы прекрасно знаете, как отдельные руководители отдельных учреждений, кое-где у нас порой встречающиеся, сдают помещение, которое, предположим, стоит десять тысяч долларов, за 800 долларов на бумаге, а что происходит за пределами бумаги, это должны потом выяснять прокуратура и следователи. Я ни в коем случае не хочу проводить никаких параллелей. Хочется только одного, чтобы филармония продолжала оставаться просветительским учреждением, а не переходила бы полностью на коммерческие современные рельсы.

– Что вы имеете в виду?

– Существуют определенные люди, которые считают, что не нужно делать общедоступные концерты – концерты должны быть очень дорогими, как на Западе. Но тогда дайте людям нормальные пенсии и нормальные зарплаты, обеспечьте людям безопасный проход по улицам, я имею в виду хулиганов и бандитов, и тогда, пожалуйста, делайте такие билеты, как в Лондоне. Если у нашего специалиста зарплата будет такая же, как, например, в Соединенных Штатах – 8–9 тыс. долларов в месяц, я думаю, он позволит себе, сходить за 50–70 долларов на концерт. До последнего ректора Московской консерватории зарплата профессора консерватории была около 2 тысяч рублей в месяц. Сейчас благодаря усилиям нового руководства консерватории и благодаря гранту, который выделил наш уважаемый президент, зарплата профессора консерватории приближается где-то к 1000 долларов. Но если мне лично платят пенсию 1860 рублей, а билет будет стоить 50 долларов, часто я смогу ходить в концерты? Слишком много у нас издеваются над несчастными людьми, которым дорого искусство и дорога культура. Слишком много они терпели – претерпели великое переселение, когда стариков-пенсионеров, которые жили в центре Москвы, около консерватории, около филармонии, переселили в Выхино, в Монино и в Бирюлево. Тем не менее они каким-то образом на эти концерты приползают. Грешно их обижать! Это о них в симфонии Шостаковича звучали стихи Евтушенко: «Их обсчитывать обидно, их обманывать грешно».

К сожалению, большинство наших новых законов, приводят людей в ужас. Люди еще не знают, о чем пойдет речь в новом законе, но понимают – значит, что-то будет хуже. Сколько бы ни показывали по телевизору рекламные слоганы всех наших партий, все равно люди знают, что в нашем правительстве, в нашей Думе есть люди, баллотирующиеся в депутаты, чтобы уберечься от тюрьмы, что в Думе все равно будут сидеть люди, протаскивающие законы, защищающие преступников и извращенцев. И сколько по телевизору ни будут обещать золотые горы, реально на сегодняшний момент исключением является закон, который кому-то облегчил жизнь. Приведу пример. Наше правительство и лично Путин Владимир Владимирович предпринимают максимальные усилия, чтобы поднять пенсию нашим несчастным пенсионерам, и они изыскивают возможность поднять ее, предположим, на десять процентов. А в этот момент «Газпром» или кто-нибудь другой перекрывает краник, тут же вздымается цена на электричество, на газ и на коммунальные услуги, и где эта прибавка, я вас спрашиваю? Еще хуже людям становится, еще трудней, еще дороже. А когда начинают вести борьбу со взятками, это не значит, что взятки искоренят, значит, что взятки будут давать еще больше, и только нужно будет их давать, соблюдая еще большую осторожность. Все это паллиативы. А что касается культуры, хотелось бы, чтобы изменения и законы, ее касающиеся, не принимались бы келейно, за спиной деятелей культуры и искусства.

– То есть вы считаете, что в культуре кризис?

– Нет. Сейчас понемножку стало все выправляться. Появляются замечательные спектакли, работают театры, люди стали ходить в музеи, люди стали ходить в библиотеки, меломаны стали ходить в концерты, и кто-то хочет сейчас лишить людей этой возможности. Конечно, легко, с барского плеча, дать возможность пенсионерам посетить какую-нибудь репетицию, а на суперконцертах будут сидеть «растопырки» с мобилами в мехах и брильянтах и считать, кто на сколько рядов сидел ближе Касьянова или Грефа. На таких концертах музыки-то не слышно из-за мобильников. И сколько не проси выключить телефоны, эта болезнь до их пор не излечивается. Как правило, мерзкий звук мобильника звучит в самом сокровенном месте, в момент тишины, когда все заворожены, в этот момент где-то звучит этот звонок.. Я уже останавливал концерт, говорил публике: «Давайте, товарищи, дадим поговорить человеку, а когда он закончит, мы продолжим концерт». Когда в Самаре это произошло, я ушел со сцены. Это все равно, когда вы занимаетесь с любимой женщиной любовью в постели, в этот момент входит управдом....

Великая пианистка Мария Юдина с большим уважением относилась к публике, но в тот момент, когда кто-то ронял номерок на пол, она вставала и уходила и больше не могла играть. Разрушался очень хрупкий сосуд, которым является концерт.

– Прошла информация, что в филармонии уже назначен новый директор.

– Я тоже слышал, что назначен Алексей Алексеевич Шалашов – человек с очень большим административным опытом. Я желаю ему успехов на новом поприще. Что касается лично меня, точно так же, как я играл при моем первом директоре Митрофане Белоцерковском, буду играть и при одиннадцатом своем директоре. А Шалашову очень хочу пожелать, чтобы он не пошел на поводу у людей, стремящихся превратить серьезную музыку в средство наживы.

Справка «НИ»

Николай Арнольдович Петров родился 14 апреля 1943 года в г. Москве. Его дед – Петров Василий Родионович, выдающийся русский бас, в течение 20 лет был солистом Большого театра. Поступив в 1949 году в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, Николай Петров прошел все стадии музыкального мастерства. В 1968 году окончил аспирантуру Московской консерватории по классу фортепиано профессора Якова Зака. С 1965 года – солист Московской государственной филармонии. На I Международном конкурсе им. Вана Клиберна в США в 1962 году он завоевывал серебряную медаль, а в 1964-м – серебряную медаль на Международном конкурсе им. королевы Елизаветы в Брюсселе. С тех пор ведет активную концертную деятельность: в год дает от 70 до 100 концертов. Николай Петров выступал и записывался с такими дирижерами как Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным, Юрием Темиркановым, Геннадием Рождественским, Арвидом и Марисом Янсонами, Павлом Коганом и многими другими. Играл с такими оркестрами, как Нью-Йоркский симфонический, Вашингтонский национальный симфонический, Лос-Анджелесский, Лондонский симфонический, Королевский филармонический, оркестр «Эн Эйч Кей».

Опубликовано в номере «НИ» от 2 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: