Главная / Газета 20 Августа 2003 г. 00:00 / Культура

Игры на выживание

Российские каналы готовы состязаться в формате «реального телевидения»

Дарья ХРУСТАЛЕВА
Первое «риэлити-шоу» выгнало телезрителей на улицу. Все хотели знать, что творится за стеклом
Первое «риэлити-шоу» выгнало телезрителей на улицу. Все хотели знать, что творится за стеклом
shadow
В новом сезоне отечественное телевидение предлагает множество новых проектов в формате «риэлити-шоу». Однако эксперты предостерегают, что обилие сходных программ приведет к потере зрительского интереса к тележанру.

Впервые о «реальных шоу» в Европе и Америке заговорили в середине 90-х годов. К тому времени зрителям приелись популярные в 80-е мыльные оперы вроде «Санта-Барбары» и телевикторины наподобие нашего «Поля чудес» – требовался динамичный жанр, который бы сочетал и то и другое. Другими словами – состязание в формате сериала. После недолгих селекционных работ телевизионщики вывели жанр «риэлити-шоу» – борьба «на выживание», за которой можно наблюдать в режиме реального времени.

Каждая нация представила свой вариант. Конформисты-американцы – состязание на выживание на острове-курорте без гамбургеров. Любвеобильные французы – сосуществование молодежи за стеклом пентхауса. Непоседливые голландцы предложили своим игрокам просто проехаться по Европе на автобусе. Эти развлечения стоили телекомпаниям около 10 млн. долларов каждое и при этом с лихвой окупались рекламой.

Российское телевидение, вслед за иностранцами, взяло на вооружение примерно те же форматы «риэлити». Чтобы удешевить производство раз в десять, наши компании ввели в импортный формат одно новшество – программы снимали заранее, а затем крутили как обычный сериал: не беда, что «риэлити» не стало «реальным», зато зрительский интерес к ТВ вырос в несколько раз. Откровенность шоу «За стеклом» на Шестом канале стоило компании лицензии, а «Последний герой» ОРТ принес рекордные рекламные доходы. Вдохновленные результатами, в игру включились практически все ведущие отечественные телекомпании, и в следующем сезоне ожидается настоящий бум новых российских «риэлити-шоу». Главными участниками состязаний в формате «риэлити» станут Первый канал и канал «Россия».

К сожалению, самый амбициозный проект Первого – космическое шоу, где выигравший должен был полететь в космос, пришлось заморозить. Телекомпания уже перечислила Росавиакосмосу 2 млн. долларов, когда после гибели «Шаттла» россиянам пришлось пересмотреть все планы запусков и вычеркнуть космического телетуриста. Зато в арсенале бывшего ОРТ остался «Последний герой», который появится в эфире ближе к середине сезона. Но уже в сентябре на Первом канале стартует шоу «Фабрика звезд-3». Как и в предыдущих программах, на глазах у зрителей из поющей и танцующей молодежи будет формироваться группа поп-звезд. Отбор участников уже начался и продлится он до конца месяца.

В противовес «Фабрике» телеканал «Россия» запустит проект «Народный артист». Цель – найти звезду национального масштаба (в отличие от Первого канала здесь будет только один победитель). Член жюри конкурса Тигран Кеосаян уверен, что их «Народный артист» способен переплюнуть «Фабрику»: «Я бы не занимался этим со своими коллегами-судьями, не подписывался бы под этот проект, если бы не верил в его жизнеспособность». Кроме Кеосаяна, в жюри вошли Евгений Фридлянд, Лариса Долина и Антон Комолов. Уже прослушали более шести тысяч участников и отобрали 113 лучших. В итоге останется лишь 30 финалистов, судьбу которых решит зритель в прямом эфире, выбрав победителя. К слову, этот формат на Западе не нов: США, Британия, Польша и Норвегия, Германия и Мексика уже выбирали своего «Народного артиста». А на родине формата – Великобритании он называется просто «Поп-идол».

Для тех, кто равнодушен к музыкальным состязаниям, Первый канал приготовил экстремальное шоу «Беглец» с Николаем Фоменко. Как рассказали его создатели «Новым Известиям», «это будет боевик с реальными людьми». Всего два беглеца и шесть охотников. Кому кем быть, решает жребий. По условиям игры, охотники будут преследовать беглецов и «уничтожать» их электронным оружием. Все, что происходит с игроками в городе (Москве), зрители и ведущий увидят на экранах. Этому проекту «Россия» противопоставит программу «Крутой маршрут», где девять команд из двух человек в погоне за огромным денежным призом будут бегать, прыгать и даже летать. По ходу дела игроки пересекут практически всю страну.

От Первого и «России» не отстает и НТВ. Там готовится к эфиру русская версия американского экстремального шоу «Фактор страха». Съемки 30 серий проходили в Аргентине. В интервью «Новым Известиям» сами энтэвэшники признались, что не относят это шоу к «риэлити». Но по российским канонам оно вполне вписывается в формат. Еще один проект – настоящее «риэлити-шоу» – НТВ держит пока в секрете.

Пока первая тройка готовится к осеннему старту, на телеканале ТНТ уже вовсю идет вполне реальное шоу «Дом» с Николаем Басковым в роли ведущего. Победителю, как известно, достанется настоящий дом в Подмосковье. В сентябре ТНТ начнет показ комедийного «риэлити-шоу» «Саша + Маша» собственного производства. В сериале масса полезной информации о двух видах живых существ – мужчине и женщине. Зрители могут найти здесь ответы на вопросы, которые бы поставили в тупик даже очень близких и родных людей. «Саша + Маша» – это мировой формат, который снимается в настоящее время в 21 стране мира. С наибольшим успехом идет во Франции, Греции, Испании и Канаде. Как сказал Роман Петренко, генеральный директор телеканала ТНТ: «Сейчас мы только начинаем работать над захватом ниш так называемого реального телевидения. Несмотря на то что мы набили много шишек на «Доме», считаем что наши проекты выгодно отличаются от всех других».

Правда, эйфории от успехов «риэлити-форматов» не разделяют с администрацией каналов эксперты. К примеру, заместитель генерального директора по телевизионным исследованиям компании «Gallup Media» Александр Костюк в интервью «Новым Известиям» говорит, что «риэлити» стали уже фактически классикой на нашем телевидении. Но сейчас, судя по рейтингам, этот жанр постепенно изживает себя как в России, так и за рубежом». По мнению экспертов, в этом виноваты сами телевизионщики, предлагающие немыслимое количество аналогичных передач.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: