Главная / Газета 19 Августа 2003 г. 00:00 / Культура

Семинар бомжей

В Москве открылся фестиваль документального театра

Полина БОГДАНОВА
Актеры учились мастерству у настоящих «нелегалов»
Актеры учились мастерству у настоящих «нелегалов»
shadow
Четыре дня подряд в Трехпрудном переулке на сцене «Театра.doc» будет проходить «открытый семинар», где покажут проекты, созданные на основе реальных жизненных ситуаций и фактов.

Пьеса «Война молдаван за картонную коробку», которой откроется фестиваль, рассказывает о сезонных рабочих из Молдавии, приехавших в Москву. Они убирают рынок и живут в картонной коробке. В этом незатейливом жилище – по-своему устроенный быт, который порождает чувство братства и взаимопонимания. Рядом в точно такой же картонной коробке живут их земляки. Вторую группу людей отличает озлобленность и отчаяние. Ссора между двумя «домами» приводит к стычке, в результате которой один из рабочих убит: обитатели второй коробки оказываются сильнее, и их жертвой становится вполне безобидный человек.

История реальная, как и все истории, рассказываемые театром. Ее поведал автору сюжета Александру Родионову начальник одного из московских отделений милиции. Руководитель постановки Михаил Угаров. Режиссеры Руслан Маликов, Татьяна Копылова, Сергей Пестриков. Для работы в спектакле театр искал артистов, которые, так же как и герои спектакля, еще не обжились в Москве. В результате актеры стали и соавторами пьесы: тексты их монологов не что иное, как настоящие интервью нелегалов и бомжей.

Помимо «Войны молдаван за картонную коробку», во время «фестиваля-семинара» будет представлено еще несколько новых подобных проектов.

В их числе спектакль Галины Синькиной и Ирины Карповой «Старушки и секс»: об отношении к любви пожилых женщин. Проект Екатерины Нарши «Я – дочь моей матери» создан совместно с Шаховской колонией строгого режима. В этом проекте собраны свидетельства женщин-заключенных о том, что их толкнуло на преступления. И выявлены некие закономерности материнского сценария, который в своей жизни повторяет дочь. На семинаре также будут показаны отрывки из кинофильма, посвященного заключенной Екатерине Ковалевой, которая прославилась в колонии сочинением эротических рассказов. В рамках семинара она занялась реальным литературным творчеством. Написала пьесу «Мой голубой друг» о любви к девушке молодого человека из «обиженки» (камеры, где сидят «опущенные»). Кстати, эта пьеса была показана на декаде «Новой драмы» в МХАТ им. Чехова и уже получила широкий резонанс.

«Театр.doc» – это особое образование, в которое вошли драматурги: Михаил Угаров, Елена Гремина, Максим Курочкин, Ксения Драгунская, Елена Исаева, Екатерина Нарши, Иван Вырыпаев. Здесь вообще принято играть пьесы «про жизнь», написанные на документальном материале. Материал для своих работ они берут часто прямо на улице: у пивных ларьков, в местах обитания маргинальной публики – пьяниц, бомжей и им подобных представителей большого мегаполиса. При этом театр использует и специфический язык маргиналов, не избегая ни мата, ни другой ненормативной лексики.

Особой технике создания документальных пьес наши драматурги научились у английского театра Роял Корт, который вот уже пятьдесят лет занимается постановками и пропагандой современной драмы. Сотрудничество с Роял Корт вывело наших российских авторов на европейские просторы и некоторых прославило. Как, например, Василия Сигарева, которому премию за пьесу «Пластилин» вручал знаменитый Том Стоппард.

«В Москве есть только два театра с идеологией, – говорит в интервью «Новым известиям» один из создателей «Театра.doc» Михаил Угаров. – Это мы и доронинский МХАТ. Все остальные театры в общем-то театры буржуазные. Наша идеология: «я и государство, я и общество». Однако мы обсуждаем эти вещи не в публицистическом смысле, а в личностном. Нам близки идеи антиглобализма, но не экономические, а духовные».

Опубликовано в номере «НИ» от 19 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: