Главная / Газета 11 Августа 2003 г. 00:00 / Культура

Чучело чайки

Полина БОГДАНОВА
Татьяна Васильева устраивает на сцене свой аттракцион
Татьяна Васильева устраивает на сцене свой аттракцион
shadow
В пик межсезонья театры Москвы открываются один за другим. На следующей неделе «Новые Известия» рекомендуют посмотреть иронический детектив Бориса Акунина в театре «Школа современной пьесы».

К творениям Бориса Акунина можно относиться по-разному. Можно увидеть в них облегченное чтиво для не слишком требовательных читателей, любителей массового жанра детектива. Можно увидеть изощренную литературную игру, умную и ироничную, блистательную реставрацию старых литературных стилей. На самом деле Борис Акунин – писатель, который соединяет и одно и другое. Он обладает культурой и знанием литературы и каждому предлагает то, что тот способен воспринять. Одним – захватывающий сюжет. Другим – то, что стоит за сюжетом.

Детектив по чеховской «Чайке» – очередная акунинская головоломка. Переписывая классическую пьесу и опуская ее до детективного жанра, Акунин решает задачу особой сложности. Он пытается пошутить с современным читателем или зрителем и перебросить его из мира высокой классической гармонии в мир клипов и коммунальной психологии. Вовсе не за тем, чтобы усомниться в классических ценностях и снять их с того пьедестала, на который возвело их наше восприятие. А для того, чтобы сказать, что они не существуют в современном мире. И мир этот таков, каким мы его знаем. Наиболее адекватная форма его отражения – это та, которую и предлагает писатель в своей новой «Чайке». Иронический детектив.

Театр, восприняв авторскую иронию, поставил спектакль вполне в акунинском духе. Захватывающий по своему сюжету и неутешительный в конечных выводах. Центральная роль тут отведена Дорну (Альберт Филозов), который ведет расследование убийства Кости Треплева. Все остальные персонажи произносят монологи и в них высказываются по поводу внезапной и таинственной смерти молодого литератора, таким образом раскрывая возможные мотивы своего преступления. Потому что убийцей здесь может быть буквально каждый. И себялюбивая примадонна Аркадина (Татьяна Васильева), мать Кости. И нервный Тригорин (Владимир Стеклов), не последнюю роль в жизни которого играют его гомосексуальные наклонности. И ревнивый Медведенко (Саид Багов), испытывающий комплекс маленького человека. И любящая Маша (Ольга Гусилетова), которая не может смириться с чувствами Кости по отношению к Нине. И даже сам Дорн, защитник природы и животных, не простивший Треплеву подстреленной чайки.

Театр не столько разоблачает героев, сколько вышучивает их. Оправдание каждого в спектакле превращается в едкий аттракцион. Саид Багов и Ольга Гусилетова наиболее точно ощущают возможности формы этого зрелища и придают ему особый шарм.

В финале над зрительным залом проносится чучело чайки. Чайки, которая для многих поколений зрителей была символом наиболее высоких и благородных традиций русского театрального искусства. Неуклюжая и откровенно бутафорская чайка в спектакле «Школы современной пьесы» – последний аккорд этого ироничного зрелища, снявшего с пьедестала классических чеховских персонажей и превратившего их в карикатуры на самих себя.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: