Главная / Газета 7 Августа 2003 г. 00:00 / Культура

Роберт Городецкий:«Люди работают там, где им платят»

Полина БОГДАНОВА
shadow
В эти дни в Москве проходит фестиваль «Планета клоунады», главным событием которого станет выступление театра «Лицедеи» под руководством Роберта Городецкого. Незадолго до выступления он ответил на вопросы «Новых Известий».

– Когда вы пришли в театр «Лицедеи»?

– В восемьдесят втором году. До этого работал на эстраде. В восемьдесят третьем появился мой номер «Голубые канарейки» (знаменитые «Блю канари».- Прим.ред.).

– «Блю канари» исполняет Вячеслав Полунин – это его визитная карточка?

– С моего разрешения.

– Почему Полунин расстался с «Лицедеями»?

– В коллективе произошло накопление творческого опыта, а Слава был лидером движения, вождем, все шли за Славой. Но при этом «Лицедеи» были студией, где все решалось коллегиально. Слава подавал идеи, потом все вместе собирались и создавали что-то. Потом «Лицедеи» приобрели большую известность. Прошел знаменитый фестиваль «Караван мира», прошли еще какие-то фестивали, и жизнь изменилась. Она заставляла все решать быстро, уже некогда было собирать коллектив, и Слава стал решать все сам. Актеры сидели и ждали, когда руководитель им что-нибудь скажет, даст какую-то идею. Вот тогда коллектив стали покидать артисты. Антону Адасинскому, к примеру, захотелось заняться восточными искусствами, и он создал знаменитый театр «Дерево». Другим просто стало тесно в театре. Те, кто оставался, по-прежнему сидели и ждали, пока Слава что-нибудь скажет. Когда у Славы появилось предложение работать в цирке «Дю солей», он тоже ушел. Он попытался потащить за собой людей, но весь театр он взять туда не мог. Слава приглашал и меня, а я начал репетировать свой спектакль с Колей Терентьевым и еще с одним актером, я не мог бросить ребят, и я остался.

– Сейчас Полунин играет сольные спектакли. Как вы думаете, он что-то потерял или приобрел, оставшись в одиночестве?

– Нет, у Славы все нормально. Ему только претит потогонная работа. В цирке «Дю Солей» он должен был давать по сорок спектаклей в месяц. Это очень тяжело. Слава еле выдержал полтора года и ушел из цирка «Дю Солей». Перед уходом ему были поставлены условия: он оставит дублера, человека, который будет работать вместо него. И, к счастью, такой человек нашелся – Юрий Медведев. Блестящий мим. На тот момент он работал таксистом в Нью-Йорке, без документов, с больной правой рукой, – ему на руку упали стекла, перерезали сухожилие, и рука погибала. Он водил одной рукой такси. Когда Слава приехал в Нью-Йорк, нашел Юру, стал с ним заниматься, готовить его. Передал ему свои номера. Юре сделали документы, и он до сих пор благополучно работает.

– Под именем Славы?

– Ничего подобного, под своим именем, потому что Слава не захотел, чтобы Юра был Асисяем. И Слава добился, чтобы у Юры был другой костюм, другой образ – птичка на лысой голове. Слава помог человеку вернуться в искусство.

– Говорят, что клоунские коллективы вообще больше работают за границей, чем у нас, это правда?

– Европа небольшая, каждый день где-то происходит новый фестиваль, поэтому там спрос больше. Люди работают там, где платят деньги.

– А сейчас работа вашего коллектива с каким направлением связана?

– Направление то же самое. Стараемся сохранять ту же атмосферу, тот же стиль. Наши клоунады не имеют четкого финала, четкой морали. Каждый зритель сам для себя домысливает.

– Фестиваль имеет для вас реальное значение?

– Для меня он имеет значение. Я могу показать на нем новую работу.

– А такое понятие, как режиссура, у вас существует?

– Она появляется в процессе. Нет такого, чтобы приходил какой-то режиссер, имел какой-то сценарий, такого у нас нет. Мы вместе все придумываем. Пробуем. Режиссер нужен, когда есть массовые сцены.

– А Полунин был режиссером?

– Слава не режиссер, он постановщик. Режиссер – все-таки другая работа. Это надо выстраивать каждый шаг. Нет, Слава этим не занимается. Он только обрисовывает предлагаемые обстоятельства. А там уж каждый актер по-своему все делает.

– Значит, ваша клоунада – это коллективное творчество?

– Конечно, да. И оно созревает и обтачивается на публике. Потому что театр контактный, без контакта с публикой мы бедны. Если я не чувствую публику, я не могу работать.

– Что означает название спектакля «Театр на бумаге», который вы собираетесь показать на московском фестивале?

– Речь о театре, которого нет. Он – на бумаге. Нет декораций. На сцене висит рулон бумаги как задник и как ширма. Мне как-то принесли пробные фотографии, они все были сделаны на белом фоне. Когда я увидел этот листок, то подумал, что это уже сам по себе спектакль. Решил: надо попробовать сделать. Есть номера, в которых бумажные цветы, бумажные мышки, бумажные деревья. Лист бумаги в финале вытягивается в бесконечную дорогу, уходит в глубь сцены. Там еще не все осознано. В процессе работы над спектаклем и работы с публикой будут открываться какие-то новые лабиринты. Будут решаться новые головоломки. На этот раз покажу то, что есть. Может быть, что-то будет и неудачно. В следующий раз, учитывая ошибки этого спектакля, можно будет что-то переделать, что-то добавить. На публике все будет видно.

Справка «НИ»

Роберт Городецкий (1940 года рождения) работает в театре с 1983 года. До этого, в 60-е годы, Городецкий занимался пантомимой во дворце Ленсовета в Ленинграде, в той самой студии, которую в 50-е годы создал московский педагог, бывший эквилибрист и клоун, Анатолий Сергеевич Славский. Благодаря ему пантомима получила второе рождение. Затем Городецкий работал на эстраде, был фокусником, жонглером. В 1968 году Вячеславом Полуниным в Ленинграде был создан клоун-мим-театр «Лицедеи» – первый в стране театр, работающий в жанре клоунады. В начале 90-х после ухода Полунина из театра «Лицедеи» коллектив возглавил Роберт Городецкий. Сейчас в театре работают двенадцать актеров. Недавно создан «Лицедей-лицей», который готовит театру смену. Помимо России и стран СНГ, «Лицедеи» гастролировали в США, Колумбии, Бразилии, Гонконге, Китае, Вьетнаме, Германии, Франции и многих других странах. В мировых театральных рейтингах «Лицедеи» входят в число лучших трупп, работающих в жанре театральной клоунады.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: