Главная / Газета 1 Августа 2003 г. 00:00 / Культура

Он не взлетит

Российско-украинский самолет Ан-70 не сможет участвовать на Московском авиасалоне в Жуковском

Николай МИШИН
shadow
Служба безопасности полетов Московского авиакосмического салона «МАКС-2003» вчера заявила о том, что не допустит к полетам российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70,, «как не прошедший государственные летные испытания». Скорее всего, это делается с подачи Минобороны РФ. Это ведомство считает бесперспективным проект, на который Россия затратила 100 млн. долл.

Работа над Ан-70 началась еще во времена СССР, в конце 70-х годов. Предполагалось, что это будет военно-транспортный самолет, способный взлетать и садиться на короткой и, что важно для военных, грунтовой взлетно-посадочной полосе. После развода советских республик конструкторская база самолета осталась на Украине, но Россия из проекта не вышла, и отечественные предприятия упорно выполняли заказы украинских коллег. Но интеллектуальный продукт (ведь проект родился во многом все-таки в СССР) юридически так и остался общим. Украинские власти заявляют, что подпишут соглашение о равных правах сторон на результаты интеллектуальной деятельности по проекту Ан-70 «только после погашения Россией долга и возобновления финансирования в установленных объемах». По некоторым данным Россия, должна Украине порядка 60 млн. долларов. А российские источники по поводу этих долгов скупо заявили «Новым Известиям», что «Украина должна нам тоже», и «все считают по-разному».

Однако прогресс 20 лет не стоял на месте. Идеи стареют. И теперь, по заключению российских военных, «габариты самолета стали слишком крупными для среднего класса, его двигатель не отвечает европейским шумовым нормам, а испытания Ан-70 выявили массу серьезных технических недостатков». К тому же опытный образец Ан-70 – «самолет будущего», как его называют украинские конструкторы, – уже дважды падал во время испытаний. Логично, что служба безопасности МАКСа решила лишний раз перестраховаться. «Самолет Ан-70 не будет допущен к полетам на «МАКС», – заявил представитель службы безопасности полетов авиасалона. – «Летательным аппаратам, имеющим какие-либо дефекты или неисправности, будет предложено место лишь на статистических стоянках». Украинские партнеры разозлились не на шутку.

Генеральный конструктор киевского Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени О.К.Антонова Петр Балабуев вчера же заявил: «Это хамство, когда правила меняются по ходу игры». По его словам, «обычно опытные самолеты допускаются к участию в авиасалонах, в том числе к демонстрационным полетам, без всяких ограничений. Ан-70 уже летал на авиакосмических салонах во Франции, Германии, Китае и на «Мосаэрошоу», как, например, и Ил-76МФ, который также еще не завершил программу испытаний».

Между тем известно, что российский тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МФ первый этап испытания все-таки прошел. И успешно. Двигатель этой машины, по заключениям российских оборонщиков, отвечает мировым стандартам. Кроме того, ниша в среднем классе может быть занята другой чисто российской разработкой Ту-330 (ведет КБ Туполева). Таким образом, для Ан-70 в российских ВВС не остается места. Еще в марте 2003 года главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов заявил, что работы по Ан-70 неперспективны и для наших Вооруженных сил такие самолеты не представляют интереса. Заместитель главкома ВВС генерал-майор Дмитрий Морозов в унисон шефу считает, что «Ан-70 – самолет сырой, небезопасный, не соответствует тактико-техническим требованиям ВВС».

Проблема осложняется тем, что ситуация вокруг Ан-70 имеет и политический подтекст. Самолет – одна из наиболее острых проблем в оборонном сотрудничестве двух стран. Российские авиационные компании хотят получить заказ на строительство этого самолета. Украинская сторона заинтересована ровно в том же. Во время недавнего визита Михаила Касьянова в Ялту российский премьер заявил украинскому коллеге Виктору Януковичу, что в ближайшее время на Украину для согласования совместного проекта Ан-70 прибудет делегация Министерства обороны. Но «ближайшее время» обернулось тем, что Ан-70 запретили взлет в Жуковском. Скандал. Чем закончится эпопея с не нужным Минобороны самолетом, долгами по проекту Ан-70, пока не ясно.

Но заинтересованность Украины в Ан-70 вчера же была косвенно подтверждена тем же Балабуевым. Генеральный конструктор АНТК «Антонов» на митинге по случаю завершения сборки второго фюзеляжа реактивного самолета Ан-148 (другой совместный проект Украины и России) заявил, что лайнер должен завершить программу летных сертификационных испытаний в 2004 году. Он подчеркнул, что «около 60 процентов материалов и оборудования для авиамашины поставляют российские предприятия».


Опубликовано в номере «НИ» от 1 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: