Главная / Газета 30 Июля 2003 г. 00:00 / Культура

Белые ночи затянулись

Мариинский театр прозевал юбилей

Михаил МАЛЫХИН
Нью-йоркский балет закрывает марафон «Звезд белых ночей»
Нью-йоркский балет закрывает марафон «Звезд белых ночей»
shadow
Сегодня в Мариинском театре открываются гастроли одного из самых именитых танцевальных коллективов мира – труппы «Нью-Йорк Сити Балет». Своими выступлениями американцы завершат трехмесячный фестивальный марафон «Звезды белых ночей» в Петербурге.

«Звезды белых ночей» – пожалуй, единственный российский фестиваль, который «международным» зовется по праву. В отличие от других, «ЗБН» может похвастать не только зарубежными гостями-артистами, но и зрителями, которые специально ради фестиваля прилетают в Питер из Европы и Америки. Вот уже лет пять подряд в пик межсезонья места в ложи Мариинского театра раскупаются через Интернет так же стремительно, как путевки на курорты Крыма или Испании. В этом смысле «Звезды белых ночей» теперь – такая же визитная карточка страны, как Авиньонский фестиваль для Франции, Зальцбургский фестиваль для Австрии и Эдинбургский – для Британии.

До сего года единственным отличием питерского чуда было то, что почти вся программа состояла из спектаклей оперы и балета Мариинского театра с той лишь оговоркой, что в них участвовали звезды класса Пласидо Доминго. Впрочем, иностранцев худруку театра Валерию Гергиеву было чем заманить. То в прокофьевской опере «Семен Котко» он выкатит на сцену черный засаленный паровоз, то заставит штраусовскую Саломею петь посреди сцены абсолютно голой, а то и перекроит милую детскую балетную сказочку про «Щелкунчика» в кулинарное пиршество с гигантскими свиными окороками и мухами величиной с кабана в исполнении скульптора Михаила Шемякина.

На этот раз присутствие спектаклей хозяев театра в программе было минимизировано – Гергиев просто показал почти половину своего репертуара, приправив его премьерой русской версии грандиозного вагнеровского оперного цикла «Кольцо нибелунга», оперой «Чародейка» Чайковского, «Демоном» Рубинштейна и еще кое-какими премьерами балетных безделиц. Все остальное время фестиваля было отдано на откуп приглашенным иностранцам. Такое количество звезд на один фестиваль не снилось даже Зальцбургу. За три месяца в Питере побывали нью-йоркский оркестр театра «Метрополитен Опера», Венский филармонический оркестр, оркестр Израильской филармонии, ансамбль «Солисты Москвы», оркестр Елисейских полей, струнный ансамбль «Солисты Вены» и многие, многие другие. Позавчера на сцене Мариинки гостили танцоры из лондонского Ковент-Гардена. Сегодня здесь завершают оперно-балетный марафон американцы из «Нью-Йорк Сити Балет» – той самой труппы, которая является детищем нашего бывшего соотечественника хореографа Джорджа Баланчина, а теперь официальный хранитель его творчества. В Петербурге они покажут три одноактных балета Баланчина («Серенада», «Симфония в трех движениях», «Симфония до мажор»), а также балеты Джерома Роббинса (Interplay, «Танцы на вечеринке», «Осколки стекла»). Завершит выступления «Нью-Йорк Сити Балет» на петербургской сцене вечером одноактных балетов американских хореографов.

Расширить программу нынешнего фестиваля до трех месяцев вместо одного и пригласить такую бездну звезд помог Гергиеву пресловутый юбилей города, а также собственное 50-летие. Первую дату Мариинка отметила грандиозным концертом на площади, а вторую – за кулисами фестиваля. Единственно, для чего не нашлось места во время пиршества классики в Петербурге, – это 220-летию самого театра. Как сообщили «Новым Известиям» в пресс-службе Мариинского театра, эту дату здесь официально отмечать не будут – слишком много юбилеев и без нее.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июля 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: