Главная / Газета 25 Июля 2003 г. 00:00 / Культура

Буря перед затишьем

Ажиотажа на рынке старых иномарок больше не будет

Борис ЕМЕЛЬЯНОВ, Калининград, Анна КУЛИКОВА, Николай ОРЛОВ, Владивосток, Герман ПЕТЕЛИН
Вчерашний день на таможенном терминале в Москве на улице Добролюбова оказался самым спокойным за последние недели.
Вчерашний день на таможенном терминале в Москве на улице Добролюбова оказался самым спокойным за последние недели.
shadow
С сегодняшнего дня вступает в действие решение правительства РФ о выравнивании таможенных пошлин на иномарки в возрасте от 3 до 7 лет для физических и юридических лиц. Еще вчера автоперевозчики брали штурмом таможни в Приморском крае, в Калининградской и Ленинградской областях. А уже сегодня на этих пропускных пунктах наступит «мертвый сезон». С введением новых пошлин на иномарки рынок подержанной автотехники на несколько месяцев впадет в «спячку». Продавцы машин готовятся уйти в отпуск по крайней мере до осени, ведь, по их прогнозам, отечественный покупатель еще не готов приобретать машины, в одночасье подорожавшие на 1,5–3 тысячи долларов. Корреспонденты «Новых Известий» провели вчерашний день на таможенных пунктах, через которые в Россию поступает основной поток иномарок.

По сведениям «НИ», рынок подержанных иномарок по-прежнему переживает подъем. И это несмотря на то, что все салоны Москвы уже торгуют по новым ценам. За подержанную иномарку теперь приходится выкладывать лишние 1,5–2 тысячи долларов – в зависимости от возраста и модели автомобиля. Но специалисты считают, что в ближайшие дни на рынке наступит «застой». – Очень скоро спрос на машины упадет, – уверяет директор одной из московских фирм, торгующих подержанными иномарками. – Одни уже приобрели автомобили, другие будут выжидать, пока рынок стабилизируется.

Приморье. Последний рывок

В последний месяц действия старых пошлин на иномарки во Владивосток ввезли столько же машин, сколько за весь прошлый год. В порту стоят корабли, забитые «под клотик» автомашинами. Некоторые перевозчики умудряются грузить машины даже на самые верхние площадки, под самую рубку, среди антенн и растяжек.

На автотранспортном посту Владивостокской таможни с нетерпением ждали сегодняшнего дня. Прошлые несколько недель таможенникам приходилось работать буквально на износ, с 8 до 22 часов. Вчера они трудились вообще до полуночи. Оформляли только легковые автомашины частников. Грузовики ждали своего часа в сторонке, их начнут оформлять после 25 июля – ведь пошлины на них не вырастают. Пока. Между тем в среду губернатор Сергей Дарькин заявил, что завод «АвтоВАЗ» всерьез рассматривает возможность выпускать «Жигули» в Приморском крае. «Ни японские, ни корейские автомобильные заводы пока не высказали желания собирать свои машины на Дальнем Востоке, а «ВАЗ» готов, – сказал губернатор. – Лично я считаю, что подержанная японская машина гораздо лучше новой российской. У меня у самого первая машина была подержанная «японка».

Калининградская область. Перед смертью не надышишься

Последние дни на пограничных переходах между Калининградской областью и Польшей – ажиотаж. На польской стороне вытянулись автомобильные очереди, протяженностью в несколько километров. В основном здесь стоят машины, которые перегоняются из Польши и Германии на продажу в анклав или дальше, в Литву и «большую» Россию.

Все перегонщики, конечно, знали о вступлении в силу постановления о повышении таможенных платежей. Но до этой недели на переходах было спокойно. А потом народ словно проснулся. Те, кто оказался в хвосте очередей, понимают, что до 25 июля границу не пересекут. Кто-то махнул рукой. Кто-то ищет возможность добраться до границы без очереди. Возможность простая – дать взятку. Цены договорные, но росли в течение всей прошлой недели. Таможенники не капризничают: принимают как доллары, так и евро.

На российской стороне прорвавшихся встречают без оркестра:

– Вы что все, только из яйца вылупились? – бесятся отечественные пограничники и таможенники. – Ведь еще месяц назад было известно о постановлении! Служивые не выдерживают ритма. Раньше за сутки приходилось оформлять по 50 автомобилей, теперь – вдвое больше.

На границах уже ходят разговоры об акциях протеста, ведь тысячи калининградцев зарабатывают на жизнь, перегоняя машины в Россию. Одни предлагают, ориентируясь на дальневосточный опыт, устроить публичную казнь российских автомобилей, другие – перекрыть движение возле областной администрации. А третьи почему-то уверены, что скоро постановление отменят. Дескать, Касьянов, когда его подписывал, был пьяный, не ведал, что творит…

Ленинградская область. Таможенники уходят то на ланч, то на полдник

– Кошмар, что творится, – не стесняясь в выражениях, охарактеризовал ситуацию на российско-финской границе Олег Щеглов, один из партнеров фирмы, торгующей японскими автомобилями из Америки.

Очереди на таможне растянулись на несколько километров. Хуже всего обстоят дела на пункте «Торфяновка». Чуть быстрее машины оформляются у Солнечногорска. Вторые сутки машины фирмы стоят на территории Финляндии в очереди к таможенно-пропускному пункту.

– На границе я машины, конечно же, не брошу. По новым правилам «таможил», по новой цене буду продавать, объясняет Олег Щеглов. – Сначала спроса на машины не будет, а со временем все разойдется.

Продавцы иномарок уверяют, что в пробках на границе виноваты не столько перегонщики машин, сколько таможенники. Они постоянно уходят, то на ланч, то на полдник. Машину можно «провести» за 15 минут, а они оформляют за 30. Зато за взятку в размере 500 долларов вместо трех суток машина стоит на границе всего два часа, ее пропускают через обычную «туристическую» очередь. До начала ажиотажа на границе таможенные неурядицы можно было уладить в среднем за 200 долларов.

Москва. Успеть прорваться и заплатить

Вчерашний день в таможенном терминале на улице Добролюбова оказался самым спокойным за последние несколько недель. Словно и не было драк за место в очереди, непонятных намеков на какие-то доплаты. Все тихо и спокойно, как на похоронах. Да, в общем-то, вчерашний день и стал похоронами мечты среднего класса о недорогом и по-настоящему качественном автомобиле.

На территории терминала толпились люди. Они успели. Теперь осталось немного подождать. В прошлом году в это время оформляли 100 автомобилей в день, сегодня в четыре раза больше.

– Но это всего лишь наплыв, а не ажиотаж, – комментировал перед телекамерами заместитель начальника акцизной таможни Центрального таможенного управления Игорь Гучук. – А с ним таможенники блестяще справляются.

Людям в зале, ожидавшим, когда объявят их фамилию и назовут номер окошка, в принципе уже было все равно, что они пережили наплыв, ажиотаж или битву. – Я вчера еле-еле прорвался на мойку, после того как выстоял длинную очередь, – рассказывал тихим голосом Владимир Тимофеевич Котов, оформлявший «Фольксваген».

– За день вспыхивало несколько драк за место, все хотели быть первыми. И больше половины среди тех, кто сейчас находится здесь, загоняли автомобили вчера, а не сегодня.

Алексей Силин пригнал свой «Опель» в терминал с раннего утра. – Я вчера просто не смог пробиться, а то, что здесь творилось в понедельник, не укладывалось ни в какие рамки. А сегодня нормально, но людей, конечно, очень много, я никогда здесь сразу столько народа не видел. Таможенники просто не успевают оформлять, да и оформляют они своеобразно. Впрочем, что вам рассказывать. Везде одно и то же.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 июля 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: