Posted 27 октября 2021,, 12:57

Published 27 октября 2021,, 12:57

Modified 7 марта, 13:03

Updated 7 марта, 13:03

Ковидный коллапс в Ивановской области:  что напортачили местные власти

Ковидный коллапс в Ивановской области: что напортачили местные власти

27 октября 2021, 12:57
Фото: spbdnevnik.ru
Новостями о QR-кодах в музеях и театрах уже никого не удивить. А вот необходимость предъявлять QR-коды о вакцинации при въезде в регион – пока ещё экзотика, с которой теперь можно познакомиться в Ивановской области. Но есть ли в этом смысл?

Виктория Павлова

На этой неделе проверка QR-кодов на границе региона введена в Севастополе и Ивановской области. И, если Севастополь действительно старается изолироваться от внешнего мира (даже выезд из города могут разрешить только вакцинированным), что весьма логично перед наплывом туристов, то ограничительные меры в Ивановской области больше похожи на показуху и популизм. Проверять будут только людей, прибывающих группами на туристических автобусах. Как будто коронавирус старательно избегает рейсовых автобусов, поездов и легковых автомобилей. Но разве это помеха для бумажной отчетности?

Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, похоже, и не пытается бороться с распространением вируса не формально, а фактически. Иначе проводил бы он в Иваново в сентябре, когда уже ни у кого не осталось иллюзий по поводу новой волны ковида, фестиваль сериалов «Пилот» без соблюдения даже самых элементарных антиковидных ограничений? Фестиваль не первой величины и не самой большой важности. К тому же, в городе с 2007 года проходит куда более известный и масштабный международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Но личный интерес для Воскресенского оказался важнее здоровья и жизни людей: сам губернатор является главой попечительского совета фестиваля, а его жена - актриса и модель для мужских журналов Светлана Дрыга – генеральным продюсером фестиваля.

А повод для переживаний и серьёзных ковидных ограничений есть: спустя пару недель после фестиваля, к 8 октября число заражений только по официальной статистике превысило 200 человек в сутки. Ещё в начале сентября, до злосчастного «Пилота», темпы заболевания были почти в 2 раза ниже: 110–120 человек в сутки, а в начале лета и вовсе насчитывалось лишь 55–60 заболевших коронавирусом в день. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский просто «проспал» момент, когда надо было позаботиться о здоровье граждан, а теперь вынужден судорожно придумывать одну меру за другой: объявлять тотальную самоизоляцию для пожилых людей, отправлять наряды полиции для контроля за соблюдением домашнего режима больных COVID-19. Теперь вот еще – вакцинные коды на въезд...

Но подобные меры, даже вместе с выходными днями в первую неделю ноября, не исправят положение: ситуация в регионе критическая. Реальные потребности больниц в разы превышают официальный рост заболеваемости. Только за прошлую неделю потребность в антиковидной плазме выросла почти в 6 раз с 10 до 59 литров. При этом доноров региональные власти завлекают выплатой на питание размером в 5% от прожиточного минимума. Выходит порядка 600 рублей… И нехватка плазмы – вовсе не новость. Дефицит возник ещё летом, но ни Станислав Воскресенский, ни правительство области не проявили инициативы и не предприняли мер для стимулирования донорства крови с антителами.

Остро не хватает региону и медицинского кислорода – этот факт признала зампред правительства Ирина Эрмиш. Дефицит жизненно важного кислорода характерен для всей России, тут Ивановская область не уникальна. Даже воронежское предприятие «Роскосмоса» прекратило огневые испытания ракетных двигателей ради экономии окислителя. Но в других регионах стараются решать эту проблему в меру возможностей. Конечно, полноценное производство жидкого кислорода в чистом поле за несколько месяцев не построить, но на северо-западе стали импортировать кислород из Финляндии, ближе к Уралу – из Казахстана. На Дальний Восток должны поставлять кислород из Китая. В экстренной ситуации все меры хороши. А власти Ивановской области только «неоднократно обращались в федеральные структуры». Обращаться и добиваться – это разные вещи. До последнего момента власти региона не обращали внимания на дефицит врачей. И только в сентябре открыли новые вакансии, чтобы через сайты вроде hh.ru до конца года найти 120 врачей и порядка 100 медсестёр. Руководствоваться поговоркой «лучше поздно, чем никогда» - не лучшая тактика. Многим людям она может стоить жизни.

Но больше всего проблем в области с дефицитом коек, от которого в том числе страдают больные «традиционными» недугами. И тут уже точно на форс-мажор ничего не списать. По состоянию на 15 сентября во всей Ивановской области оставалась лишь 141 свободная «ковидная» койка. Но власти региона не стали утруждать себя организацией временных полевых госпиталей, ведь есть ещё обычные больницы. А все, у кого не ковид, а иной диагноз – подождут, если выживут. Так, в Вичугской и Кинешемской центральных больницах выделили 115 коек под больных «новой коронавирусной инфекцией». В противотуберкулезном диспансере выделили 200 коек, подождут и люди с онкологией – в их диспансере тоже размещают ковидных больных. Но всё могло бы быть иначе, ведь в Иваново ещё в конце прошлого года должна была быть сдана новая быстровозводимая больница. Однако власти не следили за ходом строительства, депстрой региона перевёл подрядчику «Газхолодмаш» 2,6 млрд рублей до приёмки больницы, а потом выяснилось, что она не готова. «Откровенно говоря, строители там напортачили» - лишь так Станислав Воскресенский смог прокомментировать ситуацию. Уголовное дело по факту злоупотребления должностным полномочиями на служащих депстроя уже заведено, но больным от этого не легче. Федеральные власти были вынуждены выделить ещё 500 млн рублей на завершение работ, а сдача объекта назначена на 31 декабря 2021 года. Постройка «быстровозводимого» здания затянулась более чем на год.

Зато в Ивановской области появилась новая дорогостоящая игрушка: вертолёт санитарной авиации. Причём не абы какой, а самый современный из отечественных – «Ансат». Закупка 200 лётных часов за счёт федерального и областного бюджета обошлась в 41 млн рублей. Только непроверенное «ростеховское» чудо разваливается на глазах: в сентябре у вертолёта при посадке оторвалась лопасть, пробила забор и повредила машину скорой помощи. Чудом обошлось без жертв. Вертолёт был заменён на другой – уже третий за три месяца.

В Ивановской области настал непростой период и для жителей из-за бездействия властей в период пандемии, и для самого Воскресенского. Теперь перед губернатором стоит непростой выбор: или вводить жёсткие ограничения, убивая экономику, или рисковать жизнями людей. Оба варианта крайне негативно сказываются на его перспективах сохранения губернаторского кресла.

"