Главная / Газета 16 Апреля 2014 г. 00:00 / Происшествия

Соревнование по кражам

Магазинные воришки хвастаются добычей в социальной сети

Кристина Крутилина

В социальной сети «ВКонтакте» появилась новая мода: пользователи рассказывают истории успешных краж из магазинов, вывешивают фотографии добычи и делятся мнениями о системах безопасности в разных магазинах. Сообщество с красноречивым названием «CПИ**NЛИ» насчитывает уже 6 тыс. подписчиков. Посмотреть публикации группы может каждый, но реальные имена ее участники не называют – подписываются анонимами или прозвищами. Суммарно воры нанесли магазинам и торговым центрам ущерб в размере более трех млн. рублей, однако полицейские ловить преступников не спешат.

Участники интернет-сообщества магазинных воров называют себя шоплифтерами. В своем манифесте они объясняют, что крадут «ради адреналина», чтобы не стать рабами общества потребления и «не набивать карманы корпорациям». «Мы не какие-то уголовники или бедняки, нам еще не промыли окончательно мозги корпорации со своими надуманными моральными ценностями», – написано в манифесте.

Еда, недорогая одежда, фляги, ножницы, клавиатура, игрушки, гель для душа, огнетушитель, кошачий корм – шоплифтеры берут все, что лежит плохо и не очень. Но наибольшей популярностью пользуются шоколадки, которые разложены на кассах, элитный алкоголь и книги. Средняя цена украденного за раз составляет пять тысяч, но иногда попадаются виртуозы, сумевшие вынести одежду на 60–100 тыс. рублей.

Пользовательница под псевдонимом Сью собирает игрушечных пони. Из «Детского мира» она вынесла несколько «поняш», а также необходимую для них инфраструктуру («огород», «домашний интерьер», «туалетную комнату») на сумму более 5 тыс. рублей. «Ну, а чего они так дорого стоят? Это не моя вина, в конце концов», – считает Сью. Еще одна шоплифтерша украла из книжного магазина 11 книг, сэкономив 4,7 тыс. рублей. Девушку привлекли «Толкования сновидений» Зигмунда Фрейда, «Современная китайская проза», а также один из томов «Игры престолов».

Помимо личного опыта, магазинные воры делятся друг с другом полезными советами. Например, в «Ашане» лучше не попадаться – с недавнего времени охранники вызывают полицию даже за кражу на 300 рублей, и можно заработать административное нарушение. А «алармы» с дорогой одежды можно снять отверткой или с помощью магнита, который свободно продается на «авито».

В сообществе существуют и свои правила: нужно обязательно выкладывать фото наживы и подсчитывать итоговую сумму. Постами с едой можно делиться, только если выгода составила больше одной тысячи рублей.

Администрация сообщества утверждает, что ни одного закона РФ или правил «ВКонтакте» они не нарушили. Адвокат Владислав Кочерин в беседе с «НИ» возражает, что по закону наказуема любая кража, и если сумма похищенного менее одной тысячи рублей – это административное правонарушение, а если более одной тысячи – то уголовная статья со сроком лишения свободы до двух лет. Если же кража совершена по сговору, максимальное наказание – до пяти лет лишения свободы.

Адвокат Кочерин добавил, что сама площадка «ВКонтакте» не несет никакой ответственности за размещенную информацию, а выявлять и раскрывать преступления – задача полиции. Полицейские могут начать расследование на основании заявления от любого заинтересованного лица, даже если оно не является пострадавшим или если найдут информацию о возможном преступлении сами: «Однако сложно представить, что сотрудник полиции залезет в «ВКонтакте» и будет искать подозрительные сообщества».

Участники сообщества об интересе к ним со стороны полиции не сообщали.

В пресс-службе МВД «НИ» оперативно ответить на запрос не смогли и посоветовали обратиться в управление «К», занимающееся преступлениями в сфере компьютерной безопасности, однако представитель этого управления вчера для комментариев был недоступен.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: