Главная / Газета 12 Июля 2011 г. 00:00 / Происшествия

«Теплоход кренился на правый бок больше месяца»

Специальный корреспондент «НИ» Светлана БАШАРОВА передает из Казани

Сегодня объявлен общероссийский траур по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария», который затонул 10 июля в Куйбышевском водохранилище (Камско-Устьинский район Татарстана). Информация о ходе спасательных работ поступает разнородная. По данным МЧС РФ, к вечеру понедельника со дна были подняты 50 тел. Всего на теплоходе находились 208 человек. По данным Главного управления МЧС по Татарстану, были подняты только 40 тел, но и людей на судне якобы было меньше – 185 пассажиров и членов экипажа. По словам начальника Приволжского регионального центра МЧС Игоря Паншина, удалось обследовать 30% затонувшего судна. Команда из 300 водолазов не прекращает поиски тел. Надежды на то, что на теплоходе остались живые люди, уже нет. Опрошенные «НИ» выжившие пассажиры и члены экипажа теплохода считают, что «Булгария» вышла в плавание со многими неисправностями, которые и могли стать причиной крушения.

Немногие испытали радость встречи с близкими.<br>Фото: AP.ROMAN KRUCHININ
Немногие испытали радость встречи с близкими.
Фото: AP.ROMAN KRUCHININ
shadow
Напомним, теплоход «Булгария» затонул днем 10 июля в 30 км от Казани и в 3 км от берега. Он совершал двухдневный круиз из Казани в город Болгар и обратно. Менее половины пассажиров были спасены: их доставил в порт Казани проходивший мимо теплоход «Арабелла». Количество выживших, погибших и пропавших без вести пассажиров и членов экипажа до сих пор точно не подсчитано. Информация об этом поступает весьма разнородная. По данным МЧС России, всего теплоход вез 208 человек, и к вечеру вчерашнего дня на поверхность были подняты 50 тел погибших. «Команда водолазов, прибывших со всей страны, не прекращает поиски ни на минуту», – рассказал «НИ» руководитель пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан Марат Рахматуллин. Живых людей уже не ищут. В ночь на понедельник водолазы обстукивали теплоход, рассчитывая, что, если в незатопленных помещениях смогли спрятаться люди, они ответят. Но, по словам г-на Рахматуллина, отвечала спасателям только тишина.

По словам нашего собеседника, пока погибшими признаны три ребенка: тело девочки 2001 года рождения уже опознано. Пассажиры рассказывают, что незадолго до крушения аниматоры собрали детей в игровом зале, откуда было сложно выбраться, когда судно стало тонуть, и считают, что погибших среди детей будет гораздо больше. По словам Дарьи Лебедевой, работавшей на теплоходе официанткой, всего на судне было 36 детей.

В Республиканской клинической больнице (РКБ), расположенной в Казани, вчера оставались семеро пострадавших пассажиров «Булгарии». Они были госпитализированы с переломами и резаными ранами. «В нашем отделении находятся три человека с теплохода, – рассказал «НИ» врач РКБ Руслан Мазгутов. – У них резаные раны плеча, предплечья, кисти, стоп. Травмы они получили, когда, чтобы выбраться из тонущего теплохода, выбивали стекла». Сегодня всех пациентов уже должны выписать.

«Шел дождь, была гроза, – вспоминает в беседе с «НИ» одна их них – Лилия Саттарова. – Сильно качало. Когда корабль накренился градусов на 45, я выбежала в коридор, стала кричать: «Где жилеты?» По словам женщины, она успела накинуть жилет, который из шкафа в коридоре достала ее сестра. Жилеты нашлись благодаря везению: инструктажа при посадке пассажиры не проходили. «Мы выбрались из теплохода из разбитого окна, – продолжает Лилия Саттарова, – и оказались на глубине около двух метров». Лилии, ее сестре, мужу и другим родственникам удалось попасть на один из плотов, которые оказались на поверхности воды после затопления судна.

Другой пациентке РКБ, Гульнаре Сабировой, спастись помогла дочь. Вода захлестнула их, когда они были на палубе. «Вода надо мной. Все, думаю, умираю, – говорит «НИ». – Дочь Регина рассказала мне, как она меня подхватила.Очнулась я в лодке (на плоту. – «НИ»). Мужчины нас вытаскивали из воды».

Лилия до сих пор не может отойти от переживаний и к концу своего короткого рассказа начинает плакать. «Огромное спасибо спасшему нас экипажу парохода «Арабелла», – добавляет, рыдая, женщина.

Фото: AP.ROMAN KRUCHININ
shadow У Дарьи Лебедевой, работавшей на «Булгарии» официанткой, забинтована нога: Дарья порезала ее, когда выбиралась из теплохода. Она не стала обращаться в больницу, корреспондент «НИ» встретила ее в порту Казани, куда она, как и десятки других выживших, была доставлена пароходом «Арабелла».

Когда судно стало тонуть, Дарья и ее коллега Гузель Зыятдинова, которая первая попала в список погибших, накрывали столы перед обедом. «Дул ветер, и корабль качало, – рассказала «НИ» Дарья. – Теплоход начал крениться на правый борт. Мы сначала думали, что это просто качка, и ловили посуду, которая падала. Но потом стали падать столы, покатился стеклянный шкаф. Потом разбились большие окна зала ресторана, в них хлынула вода. Вода быстро заполнила весь зал. Я открыла дверь, в коридоре было столько воды, что мне пришлось плыть. Я вплыла в какую-то каюту, выломала деревянную решетку на окне, а стекло и так было разбито. Через окно я вылезла на борт теплохода: он лежал почти горизонтально. Вокруг плавало, наверное, около 12 спасательных плотиков. На каждом могло уместиться два-три десятка человек. У нас было два весла, и мы пытались грести к берегу или к бую. Когда мы увидели грузовое судно, то стали махать его экипажу веслом, розовой майкой, кричать. Но оно прошло мимо. Только через час проплывавший мимо пароход «Арабелла» спас нас».

Мать Дарьи работала на судне поваром, брат был рулевым, а отец – лоцманом. Отец сейчас в списке пропавших без вести, остальные – в списке спасенных.

Все три опрошенные «НИ» женщины, плывшие на «Булгарии», отмечают, что заметили неисправности на теплоходе еще задолго до крушения. «Теплоход кренился на правый бок больше месяца, – рассказала «НИ» Дарья Лебедева. – Я работала на нем с начала навигации и заметила это с самого первого рейса. Многие иллюминаторы были все время открыты, потому что внутри было душно. Возможно, во время сильной качки вода полилась в них».

«Теплоход был в ужасном состоянии, – рассказала «НИ» Гульнара Сабирова. – Когда шел дождь, вода протекала сквозь крышу и стекала по стенам». А по словам Лилии Саттаровой, незадолго до крушения рабочие чинили проводку, потому что на теплоходе вырубило свет.

Как рассказала «НИ» глава пресс-службы Министерства здравоохранения Татарстана Гульнара Сабирова, вчера к вечеру было опознано пять тел погибших. Всего в морг больницы скорой медицинской помощи №1 было доставлено семь тел. С утра около здания морга стали собираться родственники утонувших. В полдень их было уже около 20-ти. Они подходили к зданию с тревожными лицами, и большинство из них так же выходили из него, узнав, что их близких нет еще в списках погибших. Как рассказал «НИ» начальник республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Наиль Нигматуллин, с родственниками, пришедшими на опознание, работают 16 психотерапевтов.

Главный психиатр Минздрава, и. о. директора Центра им. Сербского Зураб Кикелидзе пояснил журналистам, что он и трое его коллег прилетели в Казань для оказания помощи пострадавшим и их родственникам. 15 психологов работали вчера в штабе МЧС, развернутом на одном из теплоходов в порту. Там же было организовано питание для уставших людей, которые вторые сутки не могли найти своих близких. По словам официантки Зефиры Шайхутдиновой, за полдня штаб посетили не менее сотни человек. Не только возле теплохода, превращенного в штаб МЧС, но и по всей пристани разговоры слышались только об одном – о «Булгарии» и ее погибших.


ХРОНИКА РЕЧНЫХ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ
20 сентября 2010 года в 80 км от Норильска на озере Пясино затонуло судно «Сильный», которое направлялось на мыс Урванцева для транспортировки баржи. На борту находились два члена экипажа и 10 пассажиров. В живых остались пять человек.
18 августа 2010 года у населенного пункта Лехково на Рыбинском водохранилище потерпел крушение теплоход «Сергей Киров». Он следовал по маршруту Петербург – Ярославль – Москва и столкнулся с груженной песком баржей «Василий Осипов», направлявшейся в поселок Переборы. Теплоход получил пробоину в области второго отсека правого борта. На его борту находились 91 член экипажа и 202 пассажира – граждане США и Германии. Погибших и травмированных не было.
4 июля 2009 года на реке Обь возле поселка Горонокнязевск в Приуральском районе Ямала затонул теплоход «ТГМ-306». Он принадлежал окружной государственной телевизионной радиовещательной компании (ГУ ОГТРК) и следовал из поселка Салемал в Салехард. На борту теплохода находились капитан, два члена экипажа и шесть работников телерадиокомпании. Погибли трое журналистов.
16 сентября 2005 года при заходе в морской порт города Дудинка (Таймыр) затонул теплоход «Некрасов». Судно перевернулось, погибли 12 пассажиров и два члена экипажа. Три члена экипажа и четыре пассажира спаслись. Причиной крушения считают перегруз судна. Максимальная загрузка «Некрасова» составляет 70 тонн, а на борту находилось более 100 тонн овощей и фруктов. Погибшие не смогли выбраться из заставленных ящиками помещений.
27 августа 2000 года на Воткинском водохранилище (Пермский край) пассажирский теплоход «Восход» врезался в пустую баржу. Шесть человек погибли, около 20 получили ранения.
5 июня 1983 года произошла самая страшная катастрофа за последние 30 лет в истории речного флота. Круизный теплоход «Александр Суворов» шел по маршруту Ростов-на-Дону – Москва и на полном ходу зашел под низкий Ульяновский мост через Волгу. По нему в этот момент следовал грузовой поезд. В результате обрушения моста и схода с рельсов вагонов погибли до 600 человек (точная цифра разнится).
Подготовила Мария МОРОЗОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 12 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: