Главная / Газета 22 Июня 2011 г. 00:00 / Происшествия

«Те, кого мы спасли, выжили»

Очевидец катастрофы Ту-134 под Петрозаводском рассказал «НИ» о том, как помогал раненым

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ, ДИАНА ЕВДОКИМОВА

Поздно вечером в понедельник в Карелии потерпел крушение самолет Ту-134 авиакомпании «Русэйр», совершавший рейс Москва – Петрозаводск. На его борту находились 52 человека – 43 пассажира и девять членов экипажа. 44 человека погибли. Выжить удалось восьмерым, в том числе двоим детям. Уже известно, что среди погибших – известный арбитр Российской футбольной премьер-лиги и Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) 38-летний Владимир Петтай, а также сотрудники трех атомных компаний. В качестве причин происшедшего эксперт «НИ», близкий к расследованию катастрофы, называет отклонение от оси захода, сложные метеоусловия, возможную плохую слетанность экипажа и его усталость, а также ряд неисправностей, с которыми российские авиационные власти разрешают вылет.

Обломки лайнера разлетелись в радиусе 300 метров.<br>Фото: EPA. ANATOLY MALTSEV
Обломки лайнера разлетелись в радиусе 300 метров.
Фото: EPA. ANATOLY MALTSEV
shadow
Изначально рейс в Петрозаводск должен был выполнять лайнер другого перевозчика – «Руслайна». Однако самолет Bombardier CRG 200 имеет всего 50 пассажирских кресел. «Из-за слишком обильного пассажиропотока, который наблюдается в летний период, решено было заменить рейс, его выполняла компания «Русэйр», так как самолетов марки Ту у нашей авиакомпании нет», – пояснили в пресс-службе «Руслайна». В итоге в столицу Карелии из московского аэропорта «Домодедово» вылетел Ту-134 компании «Русэйр» c бортовым номером RA-65691. Произошло это в 22.30 в понедельник. Самолет должен был приземлиться в аэропорту, расположенном у поселка Бесовец под Петрозаводском, в полночь.

Однако примерно в 23.40 авиалайнер рухнул в Прионежском районе Карелии, на 16-м километре автотрассы Петрозаводск–Суоярви, проходящей неподалеку от взлетно-посадочной полосы аэропорта в поселке Бесовец. По данным МЧС, не долетев до ВПП около 700 метров, машина, отклонившись в сторону от оси захода, рухнула на дорогу. От удара фюзеляж самолета получил повреждения, на борту вспыхнул пожар, затем прогремел взрыв. Прибывшим на место ЧП спасателям удалось справиться с огнем только через час – примерно в 00.30. Фотографии с места катастрофы свидетельствуют о том, что воздушное судно разлетелось на мелкие куски, которые разбросало в радиусе 300 метров. На этих кадрах можно разглядеть только перевернутое шасси, остатки хвостовой части и лежащее в стороне крыло.

«В момент катастрофы я смотрел телевизор на даче, – восстанавливает в беседе с «НИ» картину произошедшего очевидец трагедии Евгений Ковалев. – Услышал хлопок, потом увидел пожар и, в чем был одет, полетел туда. Зарево было сильное. Когда я прибежал, то услышал, как стонали раненые. Кроме меня, там были и другие люди. Мы спасали тех, кто возле самолета лежал. Темно было: свет же сразу отрубили, как только самолет упал. Те, кого мы спасли, выжили. Мужчина и женщина. Мужчина лежит с ожогами, у него нога сломана. Когда мы его несли, он сам даже сказал: «У меня нога сломана, осторожнее». Наш собеседник говорит, что работу помогавшим осложняла естественная в таких ситуациях паника.

В качестве предварительной версии причины катастрофы вчера в первой половине дня назвался обрыв ЛЭП. Якобы самолет задел ее, заходя на посадку. Авария на ЛЭП вызвала кратковременное отключение сигнальных огней взлетно-посадочной полосы аэропорта. Однако эксперт по безопасности полетов, близкий к расследованию трагедии, пояснил в беседе с «НИ», что, даже если ЛЭП действительно была задета, это не могло привести к крушению лайнера. «Никаких ЛЭП в секторе захода самолета на посадку не могло быть, – заверил собеседник «НИ». – ЛЭП пилоты могли задеть только при уклонении от оси посадки». Ту-134 садился в сложных погодных условиях: сгустился туман. «Но и при плохой видимости курс и глиссада захода индицируются у пилотов на одном и том же командно-пилотажном приборе (КПП), – продолжает специалист-расследователь. – Стрелка глиссады ходит вверх-вниз, а стрелка захода – вправо-влево». При нормальном заходе в точку приземления эти стрелки скрещиваются в середине прибора. «Даже когда от повреждения ЛЭП обесточиваются огни ВПП, они буквально через пару секунд включаются от другого источника, – опровергает собеседник «НИ» первоначальную версию причин трагедии. – К тому же кроме огней ВПП в начале полосы стоят сильные прожекторы, которые освещают участок приземления, начинающийся примерно в 200 метрах от торцов ВПП. И эти прожектора не могли быть обесточены в результате обрыва ЛЭП, потому что они питаются за счет своих источников».

«Нарушение работы сигнального оборудования – последствия удара самолета о ЛЭП, – заявил «НИ» советник руководителя Росавиации по связям с общественностью Сергей Извольский. – Затем в короткие сроки заработали резервные генераторы, и аэропорт снова заработал».

По словам эксперта «НИ» по безопасности полетов, одной из причин катастрофы могла стать недостаточная слетанность экипажа. Другой – уклонение от оси захода. «Но оно могло произойти не из-за погасания огней, а из-за того, что, когда пилоты пролетели ближнеприводной радиомаяк (радиостанция, расположенная в одной тыс. метрах от торца полосы. Дальнеприводной маяк находится в трех тыс. метрах. – «НИ»), случился, например, отказ бокового управления. В таких ситуациях возникает не ожидаемое летным составом изменение схемы полета». Третья вероятная причина – плохие метеоусловия. Кроме того, командир экипажа и второй пилот могли быть плохо отдохнувшими. «Важно знать, как они отдыхали во второй половине дня, перед тем как уйти в ночной полет, – продолжает эксперт. – Перед этим летчики должны отдыхать в домашних условиях или в профилактории не меньше шести часов. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и так называемые узаконенные неисправности, с которыми под ответственность командира экипажа можно совершать вылет».

Из 52 находившихся на борту человек погибли 44. Среди них арбитр Российской футбольной премьер-лиги и ФИФА 38-летний Владимир Петтай, а также представители трех атомных компаний. Катастрофа унесла жизни практически всего руководства ОКБ «Гидропресс» (входит в Росатом): на Ту-134 летели генеральный конструктор ОКБ Сергей Рыжов, замдиректора компании Геннадий Банюк и главный конструктор Николай Трунов. Кроме того, при падении самолета погибли главный технолог ОКБМ имени Африкантова Андрей Трофимов и начальник управления «Атомэнергомаша» Валерий Лялин. На борту лайнера находились также четверо иностранцев – гражданин Швеции, гражданин Нидерландов и двое украинцев, еще у четверых человек (они – члены одной семьи) двойное гражданство – США и РФ. Добавим, что все иностранные граждане погибли.

Выжить же удалось семи пассажирам лайнера, в том числе девятилетнему Антону Терехину и его 14-летней сестре Анастасии, а также стюардессе Юлии Скворцовой. Чудом спаслась также мама Антона и Насти Оксана. Семья Терехиных летела в Карелию из Южно-Сахалинска. В аэропорту Петрозаводска Антона и Настю встречал дядя. Увидев, что самолет падает, мужчина потерял сознание: с ним случился сердечный приступ. Брат и сестра Терехины, получившие сильные ожоги и травмы, вчера находились без сознания. Также в больницы были доставлены Анна Назарова из Сегежа, москвичи Владимир Степанов и Сергей Бельгесов, жительница Кондопоги Александра Каргополова.

«К нам поступило шесть человек, но сейчас находятся двое, – поделился с «НИ» главврач Республиканской больницы имени Баранова в Петрозаводске Элиссан Шандалович. – Четверых отправили в Москву около 14 часов. Оставшиеся находятся в реанимации и получают все необходимое лечение. Прогнозы мы делать опасаемся».

Уголовное дело по факту авиакатастрофы возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек». «Дело принято к производству Главным следственным управлением Следственного комитета России, – сообщил «НИ» официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. – На месте происшествия работают следователи и криминалисты из Москвы. Также в следственную бригаду вошли сотрудники Северо-Западного следственного управления на транспорте и управления СКР по Республике Карелия. Обнаружены и изъяты бортовые самописцы лайнера». Как пояснил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, они будут отправлены на расшифровку в Москву, с ними будут работать специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

В ходе следственных действий в аэропорту Петрозаводска изъяты записи переговоров наземных служб с экипажем самолета, запрошены данные метеоусловий. По делу назначены судебно-медицинские экспертизы, а для опознания тел и фрагментов тел погибших – генетические экспертизы: тела многих погибших изуродованы настолько, что установить личности этих людей можно будет только по ДНК. По словам г-на Маркина, ряд документов и образцы топлива изъяты в столичном аэропорту «Домодедово», откуда вылетал самолет.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: