Главная / Газета 16 Мая 2011 г. 00:00 / Происшествия

«Львиная доля вины в гибели самолета Качиньского лежит на польской стороне»

Экс-премьер-министр Польши Лешек Миллер

ВИКТОР ШАНЬКОВ, Варшава

В октябре в Польше состоятся парламентские выборы. Между тем с апреля польские политики фактически начали предвыборную кампанию. Ее ключевым элементом для некоторых из них, видимо, опять станет критика России в связи с гибелью самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском в апреле 2010 года. О том, кто победит на выборах в польский сейм и какую роль будет играть российская тема в польских политических баталиях, бывший премьер-министр страны Лешек МИЛЛЕР рассказал корреспонденту «НИ».

shadow
– Какие партии, на ваш взгляд, войдут в новый сейм?

– Думаю, их будет максимум четыре: поддерживающая премьер-министра Дональда Туска партия Гражданская платформа, «Право и справедливость», Союз левых демократов (СЛД) (возникший на основе Польской объединенной рабочей партии, которая правила страной в советские времена. – «НИ») и, возможно, Польское народное объединение нынешнего вице-премьера Вольдемара Павляка. Не исключаю, что сюрприз на этих выборах преподнесет СЛД. Ее лидер Гжегож Наперальский энергичный, умный, молодой деятель, показавший на президентских выборах 2010 года третий результат. Уже сегодня СЛД поддерживает более 15% поляков. К осени, я уверен, число сторонников партии увеличится. Возможно, СЛД займет даже второе место, после «Гражданской платформы» опередив «Право и справедливость».

– А будет ли в ходе этой предвыборной кампании подниматься тема прошлогодней катастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском? Опять будут обвинения в адрес России?

– Конечно, будут. Но надо учитывать один момент. То, что слышно со стороны Варшавы официальной, т.е. от правительства Дональда Туска и президента Бронислава Коморовского, это, скорее, не обвинения и даже не столько критика. Это обычные рабочие замечания, касающиеся исключительно одного вопроса – расследования причин катастрофы. Истерические вопли несутся со стороны оппозиции нынешнему правительству, от одной единственной партии – «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Причем, в адрес действующей польской власти этих высосанных из пальца обвинений не в пример больше, чем в адрес России. Польша ведь демократическая страна, где могут присутствовать разные мнения. В том числе отличные от позиции действующей власти и даже выходящие за рамки здравого смысла.

– Лично вы как оцениваете работу, проделанную в России по расследованию причин катастрофы?

– Львиная доля вины в гибели самолета Леха Качиньского (и здесь двух мнений быть не может) лежит на польской стороне. В ходе следствия, которое проводится польской следственной комиссией, выявилось столько недочетов, недоработок и просто преступной халатности с польской стороны, начиная от самой организации полетов и заканчивая подготовкой пилотов, что голова идет кругом. Большое значение в той трагедии, хоть и печально об этом говорить, сыграло в том числе и не прекращавшееся противоборство погибшего президента и нынешнего премьера, попытки усопшего выяснить, как в детской песочнице, кто главнее.

– И тем не менее, согласно опросам общественного мнения вскоре после катастрофы около 75% поляков заявили о доверии россиянам. Год спустя их осталось немногим более 40%. Почему?

– Здесь свою негативную роль сыграла позиция Качиньского – его мощная агрессивная агитация. Он не созидатель, он – революционер. Как был им в конце 80-х, так и остался до сих пор. Никакой трансформации. Потом, сыграли свою роль и польские СМИ. Наиболее читаемые новости – это сообщения о трагедиях, разрушительных стихийных бедствиях, войнах и, увы, происках врагов. Что-то не совсем в порядке с природой человека, раз именно такого рода информация наиболее притягивает внимание. Однако ситуация, пусть и медленно, но приходит в норму. Уже и к Качиньскому, и к народу обращаются католические авторитеты с призывом, наконец, заняться нормальной жизнью. Нельзя скорбеть вечно. С инициативой прекратить подачу информации о расследовании катастрофы выступили и польские интернет-пользователи. На некоторых интернет-порталах даже введена своего рода цензура: если в информации появляются слова «Смоленск», «катастрофа самолета» и тому подобное, сервер просто блокирует сообщение.

– Все-таки, когда тема смоленской трагедии перестанет использоваться в политических играх?

– Думаю, все успокоится после этих парламентских выборов. Ведь у Качиньского никаких иных способов привлечь электорат, кроме бесконечных напоминаний о прошлогодней авиакатастрофе, по сути нет. Даже четкая программа у его партии отсутствует. Я почти убежден, что после парламентских выборов добрососедские отношения между нашими странами получат новый импульс, даже если «Право и справедливость» добьется на них успеха. У партии Качиньского просто исчезнет мотив, ради чего стоит раздувать истерию и баламутить общество. Ведь есть уйма направлений, где наши страны могли плодотворно сотрудничать: это и энергетика, и медицина, и производство продовольственных товаров, и инвестиции. Польское правительство намерено допустить российский капитал к приватизации польского энергетического гиганта «Лотос», что уже само по себе является прорывом в двусторонних отношениях. Со своей стороны, Польша хотела бы принять участие в заявленной президентом Медведевым инновационной программе развития России. То есть серьезное ухудшение отношений никому, по сути, не выгодно. Все это понимают и будут вести себя соответственно.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: