Главная / Газета 24 Мая 2010 г. 00:00 / Происшествия

Холм преткновения

При неудачной посадке Boeing-737–800 в индийском городе Мангалор погибли 158 человек

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Утром в минувшую субботу в аэропорту индийского города Мангалор потерпел катастрофу Boeing-737–800 авиакомпании Air India Express, летевший в Мангалор из эмирата Дубай (ОАЭ). При посадке у самолета лопнуло одно из шасси, и летчики не успели сразу убрать другие, как это положено делать в таких ситуациях. В непростых метеоусловиях (аэропорт к тому же находится на холме) командир корабля не сумел остановить лайнер до конца ВПП. Boeing выкатился за ее пределы, задел крылом антенну наземной системы упр авления полетами, пробил забор, после чего покатился под откос и загорелся. 158 человек, включая шестерых членов экипажа, из 166 находившихся на борту погибли. Россиян на этом трагическом рейсе не было.

Boeing-737–800 компании Air India Express (является подструктурой авиаперевозчика Air India) выполнял рейс № IX-812 Дубай – Мангалор. Катастрофа произошла уже в аэропорту Мангалора. Около 6.30 по местному времени при заходе на посадку у самолета лопнуло одно из шасси. Boeing не сумел остановиться до конца взлетно-посадочной полосы и, выкатившись за ее пределы, задел крылом антенну наземной системы управления полетами, после чего покатился дальше под откос. Пролетев 200–300 метров по отвесному склону холма, самолет разломился пополам и загорелся. Судя по кадрам с места катастрофы, от машины уцелела только хвостовая часть.

На борту потерпевшего крушение воздушного судна находились 166 человек, в том числе шестеро членов экипажа. По данным индийского министерства гражданской авиации, 158 человек погибли, восьмерым удалось спастись. Всего из Дубая в Мангалор должны были лететь 169 человек, однако девять пассажиров на рейс не явились. Уже в субботу спасатели извлекли тела всех жертв катастрофы из-под обломков авиалайнера.

Один из авторитетных российских экспертов по безопасности полетов сообщил «НИ», что аэропорт в индийском городе Мангалор – один самых сложных в мире для выполнения взлета и посадки. Он расположен на холме, поэтому пилотам приходится максимально точно рассчитывать место соприкосновения самолета с землей, чтобы удержаться в пределах ВПП. Командиром экипажа индийского Boeing-737 был 55-летний британец с сербскими корнями Златко Глушица. За свою долгую карьеру этот летчик успешно садился в Мангалоре 19 раз. Однако на 20-й погрешность в расчетах при посадке составила около 600 метров.

Министр гражданской авиации Индии Прафул Патель сообщил, что взлетно-посадочная полоса аэропорта в Мангалоре была сдана в эксплуатацию в 2006 году, она была приспособлена для приема почти всех типов самолетов. Ее длина – 2,5 километра. «Если говорить о технике, то и самолет, и аэропорт, и полоса были сертифицированы департаментом гражданской авиации, – подчеркнул министр. – Видимость составляла шесть километров».

Однако эксперт «НИ» по безопасности полетов не уверен в том, что ситуация и в самом деле была столь «безоблачной». «Начнем с того, что полет происходил в ночное время, что уже само по себе опасный фактор, – объясняет «НИ» специалист. – Аэродром, находящийся на холме, вообще должен был иметь ограничения в эксплуатации, пользоваться им в любых ситуациях опрометчиво. Метеоусловия во время посадки индийского Boeing-737, кто бы что ни говорил, были сложными: лил дождь». Так что, по убеждению нашего собеседника, сводить все к пресловутому «человеческому фактору» ошибочно, хотя и отрицать неоптимальные действия экипажа в данном случае невозможно. «К сожалению, командир экипажа не применил один прием, использование которого было бы в этом случае оправданно, – продолжает эксперт по безопасности полетов, – он не убрал исправные шасси при движении по ВПП, когда стало очевидно, что остаться в пределах полосы все равно уже не удастся. В то же время уборка шасси могла бы предотвратить возникшее на борту возгорание». Кроме того, считает наш собеседник, одним из возможных негативных факторов стал «смешанный» экипаж: командир корабля был этническим сербом, а второй пилот и другие члены экипажа – гражданами Индии. «Понятие «слетанности» в авиации еще никто не отменял», – добавляет специалист.

Вчера во второй половине дня стали приходить сообщения, что на месте крушения Boeing-737 в Мангалоре якобы уже обнаружены оба его бортовых самописца.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 мая 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: