Главная / Газета 9 Ноября 2009 г. 00:00 / Происшествия

Разбор полетов

Спасатели обследуют место падения самолета Минобороны Ту-142

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Вчера в район акватории Татарского пролива, где днем в минувшую пятницу во время тренировочного полета потерпел крушение противолодочный самолет Ту-142 Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ с 11 членами экипажа на борту, вышло спасательное судно «Алагез». Оно оснащено глубоководными спасательными аппаратами. С помощью подводных роботов и спецтехники будет изучено место крушения. Одновременно с этим эксперты выдвигают возможные версии причин трагедии. По данным источника «НИ», близкого к расследованию, главным фактором, повлекшим катастрофу, стал отказ техники.

Днем в пятницу самолет Ту-142 Тихоокеанского флота РФ в соответствии с планом боевой подготовки выполнял тренировочный полет. Полет проходил в специально отведенной зоне (в виде прямоугольника), через которую не проходят воздушные трассы. В этом ареале летчик совершал разного рода тренировочные виражи. Лайнер с 11 членами экипажа на борту уже возвращался после выполнения задания на аэродром в поселке Каменный Ручей (Хабаровский край), как вдруг на завершающем этапе полета у экипажа возникли проблемы. В этот роковой момент самолет находился на высоте 300 метров. Примерно в 20 километрах от берега, при выполнении третьего из четырех предшествующих посадке разворотов, перед тем, как должно было начаться снижение по глиссаде, с экипажем прервалась связь, самолет исчез с радаров и рухнул в акваторию Татарского пролива.

«Сверху маршрут Ту-142 напоминал спичечный коробок, в одной из длинных частей которого находилась взлетно-посадочная полоса, – рассказал «НИ» один из авторитетных экспертов по безопасности полетов, близкий к расследованию трагедии. – Во время третьего разворота самолет следовал противопосадочным курсом, чтобы затем развернуться в сторону оси посадки. Выходя на связь в последний раз, командир попросил разрешения произвести третий разворот пораньше, то есть поближе к ВПП. Это говорит о том, что к тому времени экипаж уже почувствовал неладное». Ту-142 – это самолет с турбовинтовыми двигателями, и на каждой оси двигателя находятся по два вращающихся в разные стороны четырехлопастных винта. По словам собеседника «НИ», трагедию наверняка предопределил отказ техники. «Не исключено, что у одного из двигателей оборвалась лопасть, – продолжает эксперт. – Лопасти второго и третьего винтов находятся как раз против сидений летчиков. Не исключено, что одна из таких оторвавшихся лопастей попала в фюзеляж самолета, и продолжать полет стало невозможно». Доподлинно установить причины трагедии можно будет после нахождения и расшифровки бортовых самописцев Ту-142, поиски которых продолжались вчера весь день.

Хабаровское краевое управление МЧС уже обнародовало список находившихся на борту людей. Среди них были: командир отряда Вадим Капкин, помощник командира Алексей Тимофеев, штурман-навигатор Павел Чолак, штурман эскадрильи Алексей Аблонский, штурман-оператор Артем Бланк, бортовые операторы Валерий Воронков и Андрей Фефилов, старший бортовой авиационный техник Константин Шолохов, командир огневых установок Николай Паламар, бортовой инженер Сергей Гуляев и старший техник группы обслуживания Евгений Долгов. По данным расследователей трагедии, все члены экипажа наверняка погибли.

Первые обломки самолета были обнаружены еще в выходные в районе мыса Садинга на глубине 44 метров. Там же были найдены предметы, напоминающие фрагменты обшивки Ту-142. Вчера в район падения Ту-142 вышло спасательное судно «Алагез». На его борту, помимо 200 человек (в том числе опытных водолазов, которые обучены работать на глубине до 160 метров), находятся спасательные аппараты «Тайгер» и «Обзор», новейший поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», глубоководный колокол и системы подачи воздуха. С помощью подводных роботов и спецтехники планируется полностью обследовать место падения самолета. Глубоководные механизмы снабжены видеокамерами и могут управляться с борта судна. Аппарат «Тайгер», кстати, хорошо зарекомендовал себя при обследовании затонувшей подлодки «Курск» в августе 2000 года.

Одновременно с изучением места крушения лайнера начато расследование уголовного дела, которое было заведено по факту катастрофы. В следственном управлении СКП РФ по Тихоокеанскому флоту пояснили, что дело возбуждено по статье 351 УК РФ «нарушение правил полетов или подготовки к ним». Полеты морской авиации на Тихоокеанском флоте временно прекращены. По указанию министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, на ТОФ направлена комиссия Минобороны во главе с начальником службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенантом Сергеем Байнетовым.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: