Главная / Газета 10 Ноября 2008 г. 00:00 / Происшествия

Дым без огня

Люди на атомной подлодке в Японском море могли погибнуть из-за нехватки дыхательных аппаратов

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

В ночь на воскресенье на Тихоокеанском флоте произошла трагедия. На одной из атомных подводных лодок, которая проводила испытания в Японском море, в результате ложного срабатывания системы пожаротушения и выброса фреона (ядовитой для человека смеси метана и этана) погибли 20 человек – 17 гражданских лиц и трое военных. Всего на подлодке находились 208 человек, большинство из которых не были военными. По мнению экспертов, гибели людей можно было бы избежать, если бы все члены экипажа имели при себе автономные дыхательные приборы. Их могло не хватить, ведь штатная численность экипажа атомохода составляет чуть больше 70 человек.

Когда лодка уходила в поход, ничто не предвещало беды.<br>Фото: АP
Когда лодка уходила в поход, ничто не предвещало беды.
Фото: АP
shadow
По официальным данным, в результате ЧП на атомной подлодке погибли три офицера и 17 гражданских лиц – сотрудников кораблестроительного предприятия. Еще 21 человек был госпитализирован. Всех пострадавших эвакуировали на борт большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Трибуц». После этого подлодка в сопровождении корабля своим ходом прибыла во временный пункт базирования в Приморье. «Главная энергетическая установка на подводной лодке – атомный реактор – работает нормально. Радиационный фон в пределах нормы», – заверил «НИ» помощник главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) РФ Игорь Дыгало. Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова прибывший в пункт базирования субмарины, сообщил вчера, что подлодка технически исправна. «Бортовые системы и технические устройства не пострадали от несанкционированного срабатывания системы пожаротушения», – заявил он.

Военные эксперты сходятся во мнении, что причиной трагического инцидента на подлодке стало неконтролируемое срабатывание противопожарной системы. «Лодки этого класса в профессиональных кругах называют «зажигалками», поскольку они склонны к возгораниям, – пояснил «НИ» один из экспертов по аварийности на флоте. – Из-за несанкционированного срабатывания сигнализации произошел выброс фреона, обычно используемого во многих механических устройствах при тушении пожара. Также произошел выброс другого химического вещества, блокирующего кислород. Люди, находившиеся в тех отсеках, просто задохнулись. Источника огня не было». По словам собеседника «НИ», скорее всего, членам экипажа не хватило так называемых автономных дыхательных приборов, предназначенных для нормального дыхания в аварийной ситуации. «Штатная численность экипажа этой лодки составляет чуть более 70 человек, а на ней в ту ночь находились 208», – пояснил эксперт.

Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин пояснил вчера, что уголовное дело было возбуждено по статье «нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц».

Специалисты не исключают, что инцидент постараются списать на человеческий фактор, правда, в чем, собственно, мог заключаться просчет экипажа, пока остается большим вопросом. «Не могу понять, о какой ошибке экипажа может идти речь, – выразил «НИ» свое недоумение один из морских экспертов, пожелавший сохранить инкогнито. – Разве что нажали не на ту кнопку, но это все притянутые за уши сказки». Специалисты придерживаются мнения, что речь, вероятно, идет о технической неисправности блока приведения противопожарной системы в рабочее состояние. В истории СССР и России уже были случаи возгорания подлодок. Так, 26 сентября 1957 года в Таллинском заливе загорелась и затонула подводная лодка М-256. Тогда погибли 35 человек, семерых моряков удалось спасти. 11 января 1962 года в Екатерининской гавани базы «Полярный» загорелась и взорвалась Б-37. 122 человека погибли, один моряк чудом выжил. А 7 апреля 1989 года в Норвежском море загорелась подлодка «Комсомолец». Трагедия унесла 42 жизни.

Морской эксперт Михаил Войтенко предположил, что вчерашний инцидент, судя по всему, произошел на подводной лодке «Нерпа», построенной на верфях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. По некоторым данным, именно эта субмарина проходила испытания в водах Приморского края. Якобы под новым названием INS Chakra она должна была быть передана Индии в аренду сроком на 10 лет. Эти сведения подтверждаются индийскими СМИ. В начале ноября индийское агентство IANS сообщало, что в этом месяце в Россию для стажировки на борту построенной в РФ атомной подлодки отправляется группа из 40 индийских военных моряков. При этом агентство уточняло, что подлодка INS Chakra должна быть поставлена ВМФ Индии в 2009 году. Называлась и сумма сделки – 650 млн. долларов. Таким образом, не исключено, что в момент инцидента на лодке могли находиться и индийские специалисты, хотя военные ведомства России эту информацию отрицают.

Вчера вечером следствие, сославшись на результаты первых судебно-медицинских экспертиз, уже сообщило, что смерть людей на подлодке произошла по причине попадания фреона в легкие. Эксперты считают, что в расследовании трагедии в Японском море возникнет определенное противостояние точек зрения Военно-морского флота и судостроителей.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: