Главная / Газета 15 Сентября 2008 г. 00:00 / Происшествия

Летел, как комета

Очевидцы утверждают, что разбившийся в Перми лайнер загорелся еще в воздухе

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

Сегодня в Перми объявлен траур по 88 погибшим в результате крушения самолета Boeing-737. Трагедия случилась вчера рано утром. Жители Перми до сих пор не могут прийти в себя: горящий лайнер рухнул буквально под окнами жилых домов. Независимые эксперты утверждают, что этот Boeing мог быть произведен с технической неисправностью, которая проявилась не сразу, а после долгой эксплуатации. Кроме того, не исключено, что неполадки возникли в системе пожаротушения двигателя. Также остается не ясным, все ли необходимые испытания в воздухе прошел самолет. Вчерашняя катастрофа стала крупнейшей в России с конца августа 2006 года, когда при попытке экипажа обойти грозовой фронт под Донецком разбился Ту-154, летевший из Анапы в Санкт-Петербург.

Летчики сделали все, чтобы увести самолет от жилых кварталов.<br>Фото: AP. DMITRY LOVETSKY
Летчики сделали все, чтобы увести самолет от жилых кварталов.
Фото: AP. DMITRY LOVETSKY
shadow
Boeing-737 компании «Аэрофлот-Норд», совершавший рейс из Москвы в Пермь, рухнул ранним утром в воскресенье в Индустриальном районе Перми, на пересечении улиц Советской Армии и Карпинского. В результате были повреждены десятки метров железнодорожного полотна Транссибирской магистрали, а поезда были пущены в обход через Нижний Тагил.

Местные жители и сегодня пребывают в шоке от случившегося: они не могут поверить, что сами были на волоске от смерти. «Я проснулась от дикого грохота на улице и не сразу поняла, что произошло, – поделилась с «НИ» жительница одного из домов по улице Советской Армии Елена Шатохина. – Когда выскочила на балкон, была просто поражена цветом неба – оно приняло ярко-розовый оттенок. Мы решили, что кто-то запускает фейерверк, но, выйдя на улицу, поняли: произошло непоправимое». По словам женщины, она в числе первых оказалась на месте крушения лайнера. «Толпилось очень много людей, повсюду выли сирены, кто-то громко кричал, – продолжает Елена. – Огня уже не было, но повсюду валялись фрагменты человеческих тел. Сейчас мы все мысленно благодарим погибших пилотов за то, что они отвели падающий самолет от домов на железнодорожные пути».

Обломки лайнера разлетелись на несколько сотен метров, в близлежащих домах разбились стекла. После этого на место происшествия были стянуты сотрудники правоохранительных органов. В течение нескольких минут милиционеры оцепили весь микрорайон. Некоторые пермяки наблюдали за падением воздушного судна прямо со своих балконов.

По свидетельству очевидцев, Boeing загорелся еще в воздухе и внешне напоминал комету. «Я видела все своими глазами и до последнего не могла поверить, что это происходит наяву, – рассказала «НИ» жительница Индустриального района Перми Надежда Соколова. – Жертв могло бы быть и в несколько раз больше». В городе сразу же началась паника – люди бросились звонить друг другу. В результате телефонная связь серьезно сбоила.

На борту самолета находились 88 человек, в том числе 21 иностранец. Все пассажиры и члены экипажа погибли. «Пятеро пассажиров – трое взрослых и двое детей – должны были улететь из Москвы этим рейсом, но опоздали на регистрацию, – сообщил «НИ» руководитель пресс-службы международного аэропорта Шереметьево Роман Генис. – Для них было организовано горячее питание, после чего людей отправили на Ярославский вокзал, с которого они поехали в Пермь на поезде».

Представители официальных властей вчера воздерживались от комментариев, заявляя лишь, что следствие рассматривает порядка десяти версий крушения самолета. Уже вчера обнаруженные на месте крушения Boeing бортовые самописцы были отправлены в Москву для расшифровки. Ее будут проводить сотрудники Межгосударственного авиационного комитета. Глава Росавиации Евгений Бачурин уже вчера поспешил заявить, что разбившийся лайнер был технически исправен. По его словам, последнюю проверку он прошел неделю назад, 7 сентября этого года, на внуковском авиаремонтном заводе № 400.

Независимые эксперты вчера озвучили «НИ» основные версии крушения самолета. По их мнению, летчики сделали в сложившейся ситуации все, что было в их силах. «При посадке самолет уклонился в сторону от курса, поэтому диспетчер отправил его на второй круг, – пояснил «НИ» источник, близкий к расследованию трагедии. – По словам очевидцев, после этого лайнер начал набирать высоту. Как раз в тот момент что-то произошло, но пилоты не поняли, в чем именно дело, и решили уйти от земли. Судя по всему, они не стали дергать диспетчера и попытались сами разобраться в ситуации. Ребята до последнего боролись за жизнь пассажиров самолета». По версии, озвученной собеседником «НИ», из-за потери управляемости Boeing завалился в так называемую глубокую спираль – когда создается большой крен, и судно стремительно теряет высоту. Согласно другой гипотезе, у авиалайнера загорелся один из двигателей, после чего огонь перекинулся на конструкции самолета. Возможно, именно поэтому некоторым очевидцам Boeing напомнил комету. В такой ситуации лайнер уже обречен. Источник «НИ» не исключил, что причиной трагедии мог стать конструктивно-производственный недостаток: «Вполне возможно, что была неисправна система пожаротушения двигателя. Необходимо выяснить, проверялась ли вообще работа этой системы в воздухе».

При крушении лайнера пострадала Транссибирская магистраль.
shadow Другой опрошенный «НИ» эксперт-расследователь авиационных происшествий сообщил нам, что за последние девять месяцев потерпели крушение девять Boeing-737. «В этой трагедии немало неясностей. На мой взгляд, очевидцы случившегося многое приукрасили – в частности, мне слабо верится в то, что горящий самолет для чего-то стал набирать высоту, как это утверждают люди, – высказал он «НИ» свою точку зрения. – У летчиков даже есть расхожее выражение – «Не вози долго огонь по небу». По общему мнению наших собеседников, теоретически на борту могли бы остаться и живые люди, ведь самолет взорвался не моментально, а постепенно разваливался на земле.

Не исключает следствие и версию теракта. Известно, что на борту лайнера находился советник президента РФ, генерал-полковник Геннадий Трошев. Он летел вместе с первым вице-президентом Российской федерации самбо Владимиром Погодиным для участия в спортивном турнире, который в эти дни проходит в Пермском крае.

Специалисты прогнозируют, что расследование этой страшной трагедии сильно затянется, поскольку в катастрофе задействованы сразу несколько сторон. Разбившийся Boeing-737, выпущенный в 1992 году, ранее эксплуатировался китайской авиакомпанией Xiamen Airlines. Самолет был взят в аренду на период с 28 июля 2008 по 21 марта 2013 года. При этом лизингодателем является компания Pinewatch limited, офис которой находится в столице Ирландии – Дублине. Вчера официальные представители американской корпорации Boeing уже заявили о готовности оказать содействие российским властям в расследовании катастрофы. Кроме того, вчера вечером стало известно о том, что «Аэрофлот» разрывает отношения с дочерней авиакомпанией «Норд». По словам главы «Аэрофлота» Валерия Окулова, вся ответственность за случившееся должна лечь именно на эксплуатанта.


СПРАВКА
Генерал-полковник Геннадий ТРОШЕВ родился 14 марта 1947 года в Берлине. Вырос в Грозном. В 1969 году окончил Казанское танковое училище, затем Военную академию бронетанковых войск (1976) и Военную академию Генерального штаба (1988). С 1995 года – командующий группировкой войск Минобороны в Чечне. С 1997 года – заместитель командующего Северо-Кавказского военного округа (СКВО). С августа 1999 года – командующий группировкой федеральных войск в Дагестане. С октября 1999 года – заместитель (с декабря – первый заместитель) командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе. Именно с его помощью удалось договориться с бывшим муфтием Чечни Ахматом Кадыровым и избежать штурма Гудермеса и других городов и сел республики. С апреля 2000 года – командующий Объединенной группировкой федеральных войск в Чечне. С мая 2000 года – командующий войсками СКВО. В 2002 году ушел в отставку. С 2003-го по 2008 год – советник президента РФ по вопросам казачества. Автор книг «Моя война» (2001) и «Чеченский рецидив» (2003). Герой России (1999). Вчера Рамзан Кадыров пообещал назвать именем Трошева одну из улиц Грозного.


КАТАСТРОФЫ BOEING-737 ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ 30 августа 2008 года летевший из Каракаса к новому владельцу Boeing-737–291 (венесуэльской авиакомпании Conviasa) разбился в горах близ столицы Эквадора Кито. Погибли все три члена экипажа.

24 августа 2008 года Boeing-737–219 киргизской авиакомпании Itek Air потерпел крушение вскоре после взлета в аэропорту Бишкека. Погибли 65 из 90 человек, находившихся на борту.

28 июня 2007 года Boeing-737–2М2 ангольского перевозчика TAAG, выполнявший рейс из Луанды в Мбанзу, при посадке в плохо приспособленном аэропорту врезался в автомобили и стоящие рядом здания. Погибли 5 из 78 человек.

5 мая 2007 года Boeing-737–8AL авиакомпании Kenya Airwais, летевший из Абиждана (Кот-д’Ивуар) в столицу Кении Найроби с промежуточной посадкой в аэропорту Дуала (Камерун), разбился вскоре после взлета из Дуалы. Погибли все 114 находившихся на борту человека.

7 марта 2007 года Boeing-737–497 индонезийской авиакомпании Garuda, выполнявший рейс из Джакарты в Джокьякарту, совершил посадку на слишком большой скорости и вылетел за пределы ВПП. Погибли 21 человек из 140, находившихся на борту.

1 января 2007 года Boeing-737–4Q8 индонезийской авиакомпании AdamAir, совершавший рейс из Сурабая на востоке Явы в аэропорт Манадо на Сулавеси, пропал над морем. Погибли 102 человека. При помощи поднятых с глубины 2 тыс. метров «черных ящиков» было установлено, что причинами аварии стали неисправность автопилота и неопытность экипажа.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 сентября 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: