Главная / Газета 30 Июня 2008 г. 00:00 / Происшествия

«Спасать было уже некого»

Следователи и эксперты высказывают разные версии причин крушения кукурузника в Подмосковье

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ, ЮЛИЯ САБЕРОВА

В минувшие выходные продолжалось расследование катастрофы самолета Ан-2, упавшего вечером в минувшую пятницу в Серпуховском районе Подмосковья. Сейчас одной из главных версий причин трагедии считается отказ двигателя. Только взлетев для ведения аэрофотосъемки, лайнер стал планировать, зацепился стойкой шасси за линии электропередачи и рухнул в лесной массив. Погибли все пять находившихся на борту человек – командир экипажа Константин Антощук, владелец самолета Алексей Удалов, второй пилот и два оператора.

Кукурузник Ан-2 вылетел в прошлую пятницу с аэродрома Большое Грызлово в Серпуховском районе Московской области, чтобы произвести аэрофотосъемку. Его полет не превысил четырех минут. Примерно в 17.54 он рухнул в лесополосу в семи километрах от ВПП и загорелся. Самолет упал в овраг, вдоль и поперек исхоженный местными дачниками. Все выходные на месте крушения можно было наблюдать обгоревшие обломки фюзеляжа. В этой груде металла были видны куски одежды – обугленный голубой свитер и летная куртка. Рядом – почерневшая пачка купюр со следами едва запекшейся крови. В распоряжении работавшего на месте трагедии репортера «НИ» оказались чудом уцелевшие в огне документы – ксерокопия паспорта оператора Алексея Ревтова и страховое свидетельство, оформленное на его же имя. В районе гибели самолета мы обнаружили и заявку на полет, написанную командиром экипажа Константином Антощуком, кусок карты Подмосковья и фрагменты описания участниками трагедии уже отснятых ими районов.

«Как только мы увидели горящий самолет, деревенские мальчишки тут же бросились спасать людей, – рассказывает «НИ» свидетельница событий, пенсионерка Нина Павловна. – Пилот, видимо, собирался планировать, но понял, что не успевает, и стал заводить мотор. Вдруг раздались звуки, похожие на пулеметные очереди и со страшным треском машина спикировала вниз. Яркая вспышка – и сразу повалил черный дым. Кто-то позвонил пожарным, и минут через пять они приехали. Правда, спасать было уже некого». По рассказам местных жителей, кукурузники летают тут постоянно: неподалеку ведь два аэродрома.

Сейчас уже известны имена троих из пяти находившихся на борту людей. Это командир экипажа Константин Антощук, владелец воздушного судна Алексей Удалов и один из операторов Алексей Ревтов. Личности второго пилота и другого оператора устанавливаются. «В комиссию по расследованию катастрофы вошли представители Следственного комитета при прокуратуре и сотрудники Ространснадзора, – пояснил «НИ» сотрудник пресс-службы Минтранса РФ Сергей Извольский. – По предварительным данным, командир экипажа сначала сообщил о перебоях в работе двигателя, а потом и о его отказе. Он принял решение совершить вынужденную посадку, и во время снижения зацепился стойкой шасси за высоковольтные провода и рухнул».

Независимые расследователи авиационных происшествий отмечают, что задевание лайнером линий электропередач стало вторичной причиной трагедии, а в первопричине крушения Ан-12 эксперты согласны с предварительными выводами комиссии. «У Ан-2 отказал его винтовой двигатель, – выразил «НИ» свое мнение один из экспертов по безопасности полетов. – Летчик наверняка пытался его запустить, но не получилось. Вообще, Ан-2

можно посадить и с неработающим двигателем. Подъемная сила у этого самолета сохраняется и при небольшой скорости». Не исключено, что приземлиться благополучно пилоту как раз и помешали высоковольтные провода. «Как таковое столкновение с линиями электропередач не могло стать причиной крушения, – считает наш собеседник. – Самолет мог бы их просто порвать, не получив повреждений. Нельзя списывать со счетов и другие факторы. Этот Ан-2 был частным, а владельцы часто не ведут должный контроль над топливом. Горючее могло быть некачественным или его просто не хватало. Не исключено и то, что неисправности возникли в топливной системе – перекрылся кран допуска бензина». Эксперт убежден, что эта трагедия – типичный пример чрезмерной либерализации в той сфере, в которой ее быть не должно.

Кроме того, самолеты Ан-2 уже лет 20 не производятся, поэтому в их конструкциях могут быть контрафактные и бракованные запчасти. «Капитальный ремонт этих машин сегодня уже почти нигде не делается, а тем Ан-2, что продолжают летать, лет по 50, они и так по три-четыре раза ремонтировались», – добавляет специалист.


АН-2 РУХНУЛ И НА КУБАНИ
В субботу вечером, примерно в 20.30, в Краснодарском крае потерпел аварию еще один самолет Ан-2, выполнявший сельскохозяйственные работы. Авиалайнер потерял управление и упал на кукурузное поле в районе станицы Дмитровская. В результате этого авиапроисшествия тяжелые травмы получил пилот. Его доставили в реанимацию районной больницы. Врачи оценивают его состояние как крайне тяжелое. В пресс-службе Южного регионального центра МЧС России уточнили, что после падения воздушного судна пожара на его борту не возникло. Причиной аварии, по предварительным данным, стало падение мощности двигателя.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: