Главная / Газета 5 Июня 2008 г. 00:00 / Происшествия

Виртуально о реальном

Большинство силовых структур стали принимать жалобы на правонарушителей и самих себя в Интернете

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ

В июне Госнаркоконтроль проводит акцию «Сообщи, где торгуют смертью». Ведомство призывает граждан передавать любую информацию о наркопритонах не только по телефону доверия, но и через Интернет. Сегодня уже впору говорить о новой тенденции: на сайтах силовых структур появляются веб-приемные, куда люди могут пожаловаться как на правонарушителей, так и на сотрудников самих этих ведомств. Эксперты полагают, что виртуальные приемные сделают рассмотрение обращений более быстрым: письма, отправленные по обычной почте из регионов, могут идти в Москву неделями. Правозащитники уверены, что не все претензии населения будут рассматриваться всерьез. Такая участь наверняка постигнет критические замечания в адрес силовых структур.

Самую громкую в этом году жалобу в интернет-приемную Генпрокуратуры отправили правозащитники, попросившие разобраться со списком «врагов русского народа», который появился на одном из сайтов в конце апреля. В перечень вошли борцы против расовой нетерпимости. После жалобы в интернет-приемную скандальный сайт тут же был закрыт. Поиском людей, обнародовавших список в Сети, сейчас занимается милиция. На сайт МВД России за 2007 год пришло более десяти тыс. обращений. «Электронное письмо, как и обычное, проходит официальную регистрацию, – рассказал «НИ» глава пресс-центра МВД РФ Олег Ельников. – Много приходит вопросов не по существу: просят предоставить материалы для курсовой работы или запретить жестокий телесериал. Мы объясняем, что все это не в нашей компетенции». Интернет-приемным доверяют не все. «Пару лет назад я отправляла с сайта МВД вопрос, связанный с депортацией иностранных граждан. Он был принят, но ответа я так и не дождалась», – призналась «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

Рассматриваться виртуальные обращения граждан должны в течение 30 дней. Ответ приходит обычной почтой. Официальное электронное письмо не может быть анонимным – фамилия, имя, отчество и почтовый адрес отправителя обязательны. Отметим, что МВД принимает по Интернету и жалобы на своих сотрудников. «Голословных обвинений мы не признаем, – заявил нам Олег Ельников. – Если человек пишет, что его избили в милиции, нужно иметь при себе медицинскую справку». Эксперты, правда, не считают такие обращения по-настоящему эффективными. «Обращения в департамент собственной безопасности МВД могут привести лишь к дисциплинарным мерам, тогда как правонарушения сотрудников милиции порой бывают связаны со статьями Уголовного кодекса, – поделилась с «НИ» директор правозащитного фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. – К более серьезному результату приводят жалобы в прокуратуру».

Генпрокуратуру, впрочем, сейчас больше волнует коррупция. На прошлой неделе на официальном сайте ведомства появился раздел «Прокурорский надзор по защите прав предпринимателей малого и среднего бизнеса». На этой страничке бизнесмены могут пожаловаться на чиновников-взяточников или рейдеров. «Этот ресурс, безусловно, полезен, потому что позволяет оперативно сообщать о коррупционных проявлениях, – выразила «НИ» свое мнение начальник юридического отдела общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Ирина Юнкман. – Особенно это актуально для регионов, откуда обычные письма в Москву могут идти неделями».

На сайте Госнаркоконтроля можно оставить даже «анонимку». «Конечно, жалобы на самих себя от неизвестных пользователей мы не принимаем, а вот на торговцев наркотиками – пожалуйста, – заявил «НИ» Начальник центра общественных связей ФСКН Николай Карташов. – Мы понимаем, что не каждый человек, решившийся сообщить о наркопритоне в своем подъезде, имеет мужество назвать свою фамилию». Другие ведомства используют возможности Всемирной паутины не так широко. На сайте Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ можно только получить юридическую консультацию. Веб-приемной для жалоб на странице Федеральной миграционной службы (ФМС) нет, зато есть интересный опрос об отношении к ведомству россиян и гостей страны. Мнения иностранцев и граждан России сходны – в обеих категориях более 70% респондентов работа ФМС не удовлетворяет. «На опрос чаще обращают внимание те, у кого отношения с ФМС не сложились», – прокомментировали «НИ» эту цифру в пресс-службе ведомства.

Представители силовых ведомств отмечают, что введение виртуальных приемных позволяет разгружать обычные почтовые ящики, которые переполнены жалобами населения. «Россияне предпочитают написать министру, даже если вопрос можно решить на уровне участкового, – отмечает Олег Ельников. – Понятно, что глава МВД не в состоянии рассмотреть все обращения». Правозащитники уверены, что обращаться в вышестоящий орган всегда эффективнее. «На местах гораздо охотнее действуют по требованию сверху, чем по обращению граждан», – считает правозащитник Светлана Ганнушкина.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 июня 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: