Главная / Газета 28 Мая 2008 г. 00:00 / Происшествия

«Горящий лайнер пронесся прямо надо мной»

Свидетель катастрофы Ан-12 под Челябинском рассказал «НИ», как это было

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ДЫБИН, Челябинск

Сегодня начнется опознание тел девяти членов экипажа самолета Ан-12 авиакомпании «Московия», разбившегося в понедельник вечером под Челябинском. Основной версией причины трагедии следствие считает короткое замыкание в электропроводке лайнера. Очевидцы уверяют: жертв могло быть и больше, ведь пилоты чудом увели падающий самолет от макаронной фабрики, на которой в тот момент находились несколько сотен человек. Эксперты отмечают, что оставшиеся машины Ан-12, которые не производятся уже более 30 лет, часто находятся в собственности небольших перевозчиков, и они должным образом не следят за их надежностью.

Обломки фюзеляжа разбившегося самолета разбросало в радиусе 500 метров.<br>Фото: ИТАР–ТАСС. ПРЕСС-ЦЕНТР МЧС ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Обломки фюзеляжа разбившегося самолета разбросало в радиусе 500 метров.
Фото: ИТАР–ТАСС. ПРЕСС-ЦЕНТР МЧС ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
shadow
В минувший понедельник грузовой Ан-12 авиакомпании «Московия» выполнял рейс Москва – Челябинск – Пермь. Разгрузившись в Челябинске в 18.00, он вылетел в конечный пункт назначения. «В 18.09 экипаж сообщил о задымлении в кабине, пилот попросил разрешения вернуться в аэропорт вылета, – рассказали «НИ» в пресс-службе Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России. – Три раза Ан-12 не мог приземлиться из-за грозы, во время четвертого захода он зацепил провода высоковольтной линии электропередач и рухнул на землю недалеко от Челябинска». Все девять членов экипажа погибли. Их имена уже известны. Это пилот-инструктор 1-го класса Анатолий Сережкин, второй пилот 2-го класса Алексей Волков, штурман-инструктор Олег Севастьянов, бортмеханик Александр Пашков, бортрадист Виктор Тюменцев, еще один бортрадист Юрий Богдан, бортоператор Андрей Макаров, инженер Юрий Тюков и инженер Григорий Бондаренко.

Очевидцы трагедии утверждают, что жертв могло быть намного больше. «Я заваривал кофе, когда мой охранник закричал: «Самолет! Самолет падает», – поделился с «НИ» житель поселка Светлый, предприниматель Николай Егоров. – Я выбежал на улицу. Горящий лайнер пронесся прямо надо мной. Из кабины шел дым. Самолет чуть не снес крышу соседнего дома и полетел прямо на цеха фабрики «Макфа». Правда, пилоты увели его в сторону. В конце концов машина упала на поле всего в 500 метрах от нас». Корреспонденту «НИ» удалось прорваться за кольцо оцепления почти сразу после трагедии. От самолета остался только хвост, в груде искореженного железа можно было разглядеть шасси и двигатель. По полю из заправленных под завязку баков разлился керосин, от его паров у спасателей кружилась голова. Всю ночь под проливным дождем сотрудники МЧС в свете автомобильных фар искали тела погибших. Эксперты отмечают, что именно из-за ливня пилоты могли не заметить высоковольтную вышку ЛЭП.

Во вторник для опознания тел погибших в Челябинск прибыли родственники членов экипажа. Пресс-секретарь ведомственной комиссии по расследованию причин катастрофы Тимур Хикматов в интервью «НИ» пояснил, что семьи погибших получат компенсации, сумма которых сейчас уточняется. Организацию похорон возьмет на себя авиакомпания. «Мы также выплатим родным погибших определенные суммы», – заявил «НИ» коммерческий директор «Московии» Евгений Суслин.

Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ (СК) возбудило уголовное дело по статье 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта». «Следствие прорабатывает различные версии произошедшего, – сообщил «НИ» руководитель пресс-службы СК Владимир Маркин. – Причиной аварии могло стать возгорание в салоне, ошибки экипажа или отказ техники». «Скорее всего, случилось короткое замыкание, и горела проводка, а потом и радиотехническое оборудование, – выразил «НИ» свое мнение заслуженный летчик-испытатель РФ Александр Акименков. – Это могло быть связано с изношенностью оборудования. Экспертам также предстоит выяснить, мог ли экипаж лететь дальше, невзирая на задымление в салоне».

Как рассказал на пресс-конференции, посвященной челябинской авиакатастрофе, глава Ространснадзора Геннадий Курзенков, самолетом управляли опытные пилоты, налетавшие более 10 тыс. часов. Разбившийся Ан-12 был изготовлен в 1967 году, а его ремонт планировался в августе 2008 года. Глава Ространснадзора добавил, что после этой трагедии грядут серьезные проверки авиакомпаний, в парках которых есть машины Ан-12. «В России порядка 12 таких перевозчиков, – заявил он. – Мы сомневаемся в том, что они могут обеспечить должные меры безопасности». Расследованием же причин трагедии и расшифровкой «черных ящиков» занимается Межгосударственный авиационный комитет.

Эксперт «НИ» по безопасности полетов пояснил нам, что четырехмоторные турбовинтовые транспортные самолеты Ан-12 начали выпускать в конце 1950-х годов. Через 15 лет их производство прекратилось. «Обычно эти лайнеры принадлежат некрупным авиакомпаниям, которые используют Ан-12 для грузовых перевозок, – рассказал «НИ» специалист. – Их владельцы не сильно озабочены безопасностью, им важнее сделать как можно больше грузовых рейсов».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 мая 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: