Главная / Газета 13 Февраля 2008 г. 00:00 / Происшествия

Требуйте билетик

Пассажиры маршруток, отказавшиеся от талона, рискуют лишиться компенсации за полученную травму

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

В последние дни в России произошла масса ЧП с маршрутными такси. Они врезались в другие машины, на них наезжали лесовозы и цементовозы. И в каждой аварии страдали пассажиры. Вполне вероятно, что большинство травмированных людей так и не получат положенной компенсации за причиненный вред, если они из числа тех, кто предпочитает не брать у водителя билет. Именно этот клочок бумаги является доказательством того, что пострадавший человек пользовался услугами транспортной компании. Незнанием пассажирами своих прав вовсю пользуются водители маршруток, которые кладут «безбилетные» деньги в свой карман.

С водителей «Газелей», не выдающих пассажирам билеты, взятки гладки.
С водителей «Газелей», не выдающих пассажирам билеты, взятки гладки.
shadow
Начало недели омрачилось рядом страшных аварий с участием маршрутных такси. В городе Миассе Челябинской области «Газель» столкнулась с «шестеркой», пострадали два пассажира. Еще двое – 14-летняя девочка и 21-летняя девушка – получили травмы, когда маршрутка врезалась в «девятку». В Ленинградской области маршрутка Ford Transit столкнулась с цементовозом. Четверо человек, в том числе водитель автомобиля Ford, получили серьезные травмы. А в Вологодской области расследуются обстоятельства наезда на «Газель» лесовоза. В этой аварии погибли пять пассажиров микроавтобуса, еще двое пострадали.

О том, что пассажиры сами должны заботиться о своей безопасности, «Новые Известия» писали не раз. Эксперты говорили о необходимости выбирать более новый на вид микроавтобус и пристегиваться ремнями безопасности. Но, как показывает практика, в аварии могут попасть и маршрутки иностранного производства, а ремень спасет жизнь, но не избавит от травм. Поэтому правозащитники призывают пассажиров позаботиться и о компенсации, которую они могут получить после аварии. «Человек может рассчитывать на компенсацию за полученную в маршрутке травму только в том случае, если он взял у водителя билет, – рассказал «НИ» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Только билет подтверждает факт перевозки. Однако, к сожалению, наши граждане не приучены брать талоны, а водители зачастую не отдают их. Я сам, когда ездил в маршрутках, ни разу не видел билетов». И лень здесь совершенно ни при чем. «Водители зарабатывают на этом деньги, – продолжает Леонид Ольшанский. – Проезд стоит 20 рублей, водитель провезет 20 человек без билета и «опустит» себе в карман 400 рублей. Он торопится собрать кассу, и в итоге попадает в аварию. А пострадавшие пассажиры не смогут доказать, что они ехали именно в этом такси».

На юридических форумах в Интернете люди спрашивают совета у адвокатов. «Водитель маршрутки вез очень плохо – постоянно резко тормозил, – описывает ситуацию один из посетителей. – Моя супруга вылетела с кресла на пол, сломала ребра и ушибла легкое. Водитель даже не обратил внимания. Сейчас супруга лечится в «Склифе». Помнит только лицо водителя и номер маршрута. Билетов ей не давали». Адвокаты предрекают отсутствие каких-либо шансов на получение компенсации. Но помочь можно и здесь. «Если билета нет, то пострадавшим нужно заручиться поддержкой свидетелей, – объясняет «НИ» адвокат, президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Можно также вызвать «скорую» – она зафиксирует, где и при каких обстоятельствах вы получили травму. Многие ищут и находят свидетелей через Интернет. Если страховая компания не воспринимает слова свидетелей, то стоит подать в суд, который засчитает показания других пассажиров и обяжет компанию выплатить вам деньги».

Сумма компенсаций зависит от тяжести травм. «Перевозчик оформляет ОСАГО, а уже страховая компания выплачивает компенсацию, – продолжает Станислав Маркелов. – Выплата эта – единовременная. Но часто бывает так, что пассажир продолжает тратить деньги на реабилитацию. И вернуть их можно опять же через суд». Так поступила 54-летняя жительница подмосковных Люберец Ксения Садовникова. Год назад она получила травму позвоночника, когда водитель маршрутки резко затормозил. Сообразив, что ей понадобится билет, чтобы защитить свои права, женщина, превозмогая боль, потребовала его у водителя, а затем добилась, чтобы ее довезли до больницы. Через месяц ее выписали в инвалидном кресле, и она подала в суд на перевозчика, требуя выплатить ей 500 тыс. рублей в качестве компенсации за моральный вред. Правда, в результате судья остановился на 120 тыс. рублей. Еще перевозчика обязали дать пассажирке 11 тыс. рублей на лечение и 27 тыс. рублей в качестве компенсации за потерю заработной платы.

Представители компаний-перевозчиков утверждают, что они сами заинтересованы в том, чтобы пассажиры брали у водителей билеты. И неудивительно, ведь сокрытие прибыли – это налоговое преступление. «В салонах наших маршруток есть сообщения для пассажиров, в которых мы разъясняем, зачем нужен билет, – сообщил «НИ» начальник отдела контроля и перевозок компании «Транс-Вей» Владимир Дегтярев. – Также мы требуем от водителей соблюдения инструкции, в которой четко указано, что он должен передать пассажиру билет после получения денег».

«Водителям запрещено даже просто вывешивать катушки с билетами, предлагая пассажирам самостоятельно отрывать их», – добавили «НИ» в пресс-службе столичной компании «Автолайн». Перевозчики напоминают, что в Москве с января действует новый КоАП, в котором указано, что водителям, не отдавшим пассажирам талон, грозит штраф до пяти тыс. рублей. «Пассажиры могут звонить нам, если наши водители нарушили правило, – сообщили «НИ» в «Автолайне». – Нарушителей мы можем лишить премий». На нерадивых водителей можно пожаловаться еще в департамент транспорта, в налоговое управление и Росавтодорнадзор.


О РОССИЙСКИХ МИКРОАВТОБУСАХ НЕМЦЫ ВСПОМИНАЮТ С УЖАСОМ

Прошлой зимой немецкий коллега корреспондента «НИ» посетил Москву, Петербург и Сочи. Самым острым его впечатлением стали перемещения по этим российским городам на переполненных, мчавшихся на бешеной скорости микроавтобусах-«Газелях», в которых даже не выдавали билетика. А ведь германский журналист привык к тому, что всюду должны быть установлены автоматы, которые позволяют самостоятельно и быстро приобрести месячные, недельные, дневные, а то и одночасовые документы для проезда сразу на всех видах общественного транспорта. Немецкий транспорт, начиная от поездов метро и заканчивая скоростными наземными электричками, ходит строго по расписанию. Российских маршруток-«камикадзе» в Германии как не было, так и нет. Здесь даже между деревушками курсируют пусть и небольшие, но автобусы. У переднего входа, рядом с водителем, всегда продаются билеты. Приобрести их можно только на остановках, и уходит на это не более пяти секунд. Даже в такси по желанию клиента можно беспрепятственно получить чек, который в случае аварии по вине водителя, когда речь зайдет о выплате компенсации пострадавшему пассажиру, будет доказательством того, что вы действительно ехали в этой машине. Случаев же, когда водитель принимал деньги и не выдавал взамен билетик, в Германии никто припомнить не сможет. И неудивительно, ведь такого не было никогда.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

В ГРУЗИИ МАРШРУТКИ – САМЫЙ ТРАВМАТИЧНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА

Маршрутные такси – наиболее популярный в Грузии, и особенно в Тбилиси, вид пассажирского транспорта, но далеко не самый безопасный. Несколько лет назад маршрутки фактически разрешили транспортный кризис в стране, перевозя подавляющее большинство пассажиров. Когда их количество на улицах Тбилиси угрожающе возросло, маршрутки стали теснить закупленные городскими властями на Западе автобусы, находящиеся в значительно лучшем техническом состоянии. Однако многие жители Тбилиси по-прежнему предпочитают маршрутные такси. Жаль только, что крепкие и внушающие доверие машины составляют лишь незначительную часть автопарка. Работают почти все маршрутки на сжиженном газе, а это увеличивает риски. В декабре прошлого года на маршруте Тбилиси – Гори перевернулся микроавтобус, в котором находилась группа молодых людей. Машина работала на сжиженном газе, и при ударе он загорелся. Пассажиры оказались заблокированы в горящем авто. Два человека – водитель и человек, сидевший на переднем сиденье, – спаслись. Остальные 12 пассажиров сгорели заживо. Пассажиры маршруток почувствовали себя еще менее защищенными, когда в 2006 году президент Грузии Михаил Саакашвили приостановил на год действие закона «Об обязательном техосмотре автомобилей». Никакой ответственности за нанесение ущерба здоровью пассажиров грузинские маршруточники не несут. Лечиться пассажиру приходится на свои кровные, как это было, например, в случае с жительницей Тбилиси Мананой Раквиашвили, которая по вине неосторожного водителя маршрутки сломала руку и перенесла две операции.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

Опубликовано в номере «НИ» от 13 февраля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: