Главная / Газета 1 Февраля 2008 г. 00:00 / Происшествия

Воздушные замки

Смогут ли власти закрыть дорогу в небо авиадебоширам

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

Скоро на борту каждого пассажирского самолета России появятся маршалы. Одетые в штатское и вооруженные травматическими пистолетами, сотрудники спецподразделения МВД будут помогать бортпроводникам справляться с дебоширами.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
С такой инициативой выступили на днях руководители транспортной милиции Москвы. Впрочем, службу маршалов, успешно действующую на Западе, у нас еще только предполагается создать. А пока все больше и больше отечественных авиакомпаний практикуют другой способ поддержания порядка на борту самолетов – «черные списки» нежелательных пассажиров. Авиаперевозчики неохотно говорят об этих сомнительных с точки зрения закона базах данных. Зато чиновники Минтранса открыто предлагают публиковать в Интернете имена дебоширов, которым будет закрыт путь в небо.

Как сообщил «НИ» руководитель пресс-службы «Трансаэро» Сергей Быхал, такая мера наказания, как занесение авиапассажира в «черный список», призвана оказывать на потенциальных нарушителей психологическое воздействие. И оно действительно оказывается, ведь все, что связано с этими списками, окутано тайной. До сих пор точно не известно, сколько россиян занесено в эти списки, за что туда можно попасть и, главное, какие меры воздействия применяются к черносписочникам. «А ведь по российскому законодательству авиаперевозчик не имеет права отстранять пассажира от полета или отказать ему в продаже билета из-за ранее допущенных этим пассажиром нарушений», – объяснил «НИ» начальник комплекса авиационной безопасности ГТК «Россия» Денис Муравьев.

Тайна «черной метки»

«Когда наверху не решают проблемы авиабезопасности, нам приходится находить свои методы, и список нарушителей – один из самых действенных, – сообщил «НИ» представитель крупной российской авиакомпании, согласившийся на условиях анонимности раскрыть тайну «черных списков». – В базу дебоширов заносятся люди, которые нарушили правила нахождения на борту самолета и подвергли опасности чужие жизни. Информацию о хулиганах передает экипаж самолета. Когда борт приземляется, к дебоширу подходит представитель авиакомпании и говорит ему: «Просим не покупать билеты нашей авиакомпании, они вам проданы не будут». Это и означает, что отныне вы – в «черном списке». В базу вносятся паспортные данные, так что ошибки, как в Америке, когда за террористов принимались однофамильцы и грудные дети, практически исключены. Сама база находится в электронном виде». По данным источника «НИ», в течение двух лет дебоширу будут отказывать в билетах под разными предлогами, потом «черная метка» может быть снята. Впрочем, представитель авиакомпании тут же добавил, что число людей, которым не продадут билет, составляет не более сотни.

Однако сами дебоширы могут не запомнить, что им сообщали. «Мне бортпроводники что-то говорили о «черном списке», но что конкретно – не помню, так как я был пьян, – рассказал «НИ» футбольный болельщик Андрей Нестеренко. – Таких, как я, было полсалона. Мы летели из Германии, где был чемпионат мира по футболу, и громко обсуждали матчи. Не думаю, что всех внесли в список. Правда, я больше не брал билеты у этой авиакомпании – мало ли что, потом перед друзьями будет неловко».

Конечно, вопрос о внесении в список так называемых ВИП-пассажиров – депутатов, чиновников, крупных бизнесменов и звезд – решается в отдельном порядке. «Иногда может быть принято решение – неофициально переговорить с представителями высокопоставленного дебошира, – продолжает наш источник. – Тогда им сообщается, что если инциденты будут продолжаться, то нарушителя выведут из самолета в наручниках под прицелом репортерских объективов. А кому из «випов» это понравится?»

На буйных нет управы

Самый старый список у «Аэрофлота» – о нем заговорили еще в конце 2003 года. Позже этому примеру последовали другие перевозчики. Авиакомпании оправдываются тем, что не видят другого способа снизить волну нарушений порядка пассажирами во время полетов. Так, в начале века Международная ассоциация авиационного транспорта забила тревогу. По ее данным, за последние годы число случаев нарушения пассажирами правил поведения на борту выросло аж в пять раз! В России в те же годы подобные инциденты стали происходить в четыре раза чаще. Причем хулиганство в воздухе, в отличие от наземного, легко может привести к жертвам.

Фото: AP
shadow «К сожалению, и сейчас случаи нарушения пассажирами правил поведения на борту происходят часто. Большинство – на курортных направлениях, – говорит Денис Муравьев. – Только за январь на рейсах авиакомпании «Россия» произошло три подобных случая. Одним из нарушителей был пассажир бизнес-класса». А вот еще два крупных январских инцидента. Виновником одного из них стал 25-летний уроженец Калмыкии, летевший рейсом «Аэрофлота» из Калининграда в Москву. Пьяный пассажир оскорблял окружающих, а когда его начали успокаивать, затеял драку. Пришлось связать его по рукам и ногам и запереть в туалете до приземления самолета. А в начале января разборки на борту рейса «Трансаэро», следовавшего из Бангкока в Екатеринбург, устроил пьяный пассажир бизнес-класса. Он начал кричать, что ему не нравятся соседи по салону. Стюардам не удалось успокоить дебошира даже оплеухами. А когда его связали скотчем, он начал биться о стены и расквасил себе нос.

«Если бы в России была, как на Западе, служба маршалов – представителей правоохранительных органов на борту самолета, то число нарушений было бы сведено на нет, – говорит представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. – В прошлом году руководство нашей авиакомпании было вынуждено на свои средства ввести такую службу, и это уже принесло плоды – число ЧП снизилось. Правда, мы не можем использовать ни наручники, ни травматические пистолеты. В нашем распоряжении лишь скотч».

Частично помог решить проблему дебоширов августовский запрет на провоз жидкостей в самолете. Правда, как отмечают авиакомпании, тут же увеличилось число инцидентов в аэропорту.

Утихомирить воздушных хулиганов без применения «черных списков» могли бы жесткие штрафные санкции. Но как раз с ними в России просто беда. «За попытку разбить стекло и на земле, и на борту самолета хулиган будет оштрафован одинаково – лишь на 500 рублей! – возмущается г-н Быхал. – Но это несоразмерные по своим последствиям действия». За повышение штрафов выступил в конце прошлого года и заместитель начальника службы авиационной безопасности «Аэрофлота» Азат Зарипов. Он тогда сообщил, что в Европе за употребление спиртного и курение на борту пассажир должен заплатить 3 тыс. долларов, а в Австралии – и вовсе 4,8 тыс. долларов. А у нас – все те же 500 рублей! К сожалению, за последние четыре года депутаты несколько раз заворачивали проекты по ужесточению санкций для буйных пассажиров. В авиакомпаниях этот факт комментируют с шуткой: мол, законотворцы сами частенько ведут себя некорректно в полете, вот и не хотят платить штрафы.

Признание наполовину

В Минтрансе знают об инициативах авиакомпаний. «Я в курсе, что в некоторых авиакомпаниях, в частности в «Аэрофлоте» и «Трансаэро», такие списки пассажиров есть», – сообщил «НИ» начальник отдела общественных связей Минтранса России Тимур Хикматов. Но все же официально авиакомпании не любят говорить о «черных списках». Даже несмотря на то, что несколько раз в год, обычно после громкого ЧП на борту, их представители грозят дебоширам внесением в список. Так, в мае прошлого года компания «Уральские авиалинии» объявила о намерении создать такую базу после того, как пассажир напал на командира экипажа, однако потом отказалась от этого. «Информационной базы по дебоширам у нас нет, и в данный момент ее создание не планируется», – рассказал «НИ» директор по авиационной безопасности «Уральских авиалиний» Владимир Латохин.

Представители «Аэрофлота» открещиваются от «черных списков». «Но мы знаем пассажиров-нарушителей, – сообщили «НИ» в пресс-службе крупнейшего российского авиаперевозчика. – Они у нас на заметке».

О том, что в авиакомпании есть база случаев нарушений, «НИ» открыто сообщили в ГТК «Россия». «У нас нет «черных списков», но учет нарушений и связанных с ними обстоятельств ведется, – признал начальник комплекса авиационной безопасности ГТК «Россия» Денис Муравьев. – Мы анализируем эти инциденты и вырабатываем комплекс превентивных мер».

Не скрывают наличие базы и в «Трансаэро». «Мы записываем нарушителей, – говорит Сергей Быхал. – Но у нас еще не было случая, когда занесенный в базу пассажир попытался купить билет. Вот когда он это сделает, тогда будем решать, как реагировать».

Проблема государственного масштаба

Есть вероятность, что скоро под запретные списки дебоширов, равно как и службу маршалов, будет подведена законодательная база. В конце января о «черных списках» нарушителей зашла речь в Санкт-Петербурге. Тогда, подводя итоги прошлого года, начальник Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте Анатолий Жуковский сообщил, что авиакомпании, усиливая меры безопасности, будут составлять списки граждан, демонстрирующих неадекватное поведение. А в прошлом году эту тему затронули представители Минтранса. В августе заместитель главы Ространснадзора Владимир Черток сообщил, что неадекватное поведение авиапассажиров становится реальной угрозой безопасности, поэтому они планируют публиковать фамилии «ненадежных пассажиров» на сайте их ведомства. Однако эта инициатива еще не введена в действие. Представитель Минтранса России Тимур Хикматов заверил «НИ»: «Списков пассажиров, находившихся в пьяном виде на борту самолета, мы пока не составляем». Но ведь это пока...


ГРОМКИЕ ДЕБОШИ В САМОЛЕТАХ

12 января 2007 года во время 10-часового перелета из Екатеринбурга в Бангкок на борту самолета «Трансаэро» несколько раз вспыхивали массовые пьяные драки. В самой ожесточенной приняли участие до 20 пассажиров.

9 ноября 2007 года греческая авиакомпания отказалась везти в Россию 143 российских болельщика футбольного клуба «Зенит». Фанаты возвращались с матча в Волосе, где накануне «Зенит» выиграл у греков со счетом 3:2. Командир экипажа отказался везти россиян, так как они были не трезвы. За фанатами пришлось вылететь самолету ГТК «Россия».

28 декабря 2006 года в аэропорту Праги вынужденно сел самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Женеву, из-за того, что пьяный россиянин Евгений Дагаев устроил драку. Хулиган был связан и передан полиции. Он провел два месяца в чешской тюрьме.

30 марта 2005 года глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев на борту самолета «Аэрофлота», следовавшего рейсом Москва–Токио, едва не задушил стюарда, не позволившего ему открыть дверь лайнера.

7 ноября 2004 года 40-летний гражданин Германии, бывший морской пехотинец и эмигрант из России, устроил пьяный дебош на борту самолета «Сибири» рейса Ганновер – Новосибирск. Он ударил стюардессу ногой в грудь и пригрозил взорвать самолет. Пассажира чудом удалось скрутить и привязать к креслу. Суд приговорил его к трем месяцам колонии общего режима.




В АМЕРИКАНСКОЙ БАЗЕ НАРУШИТЕЛЕЙ МНОГО ОШИБОК
В Соединенных Штатах Америки «черный список» пассажиров, или No Fly List, был создан на государственном уровне. В него попадают те, кого ФБР подозревает в терроризме и пособничестве террористам, а также убийцы, насильники и торговцы людьми. Сейчас в списке – 860 тысяч человек. С декабря 2003 года, когда была запущена эта система, попытались сесть на самолет 53 тысячи фигурантов списка. Вот только эта база не раз подводила составителей. Как заявил бывший агент ФБР Джек Клунан, в базу попали, в частности, грудные дети и добропорядочные конгрессмены. Так, в списке значились президент Боливии Эво Моралес и спикер парламента Ливана Набих Берри. Также в самолет не пускали 11-месячного сына супругов Запольски и годовалую дочку американки Ингрид Сандерс. В итоге в прошлом году США заявили о намерении почистить «черный список», так как в нем слишком много невиновных людей.
Анастасия БЕРСЕНЕВА

В ФРГ В «ЧЕРНЫЕ СПИСКИ» МОГУТ ПОПАСТЬ БЕЗБИЛЕТНИКИ
Свой список нарушителей есть и у немецких авиакомпаний. Тем, кто вел себя неадекватно в воздухе, представители авиаперевозчиков отказывают в полетах. Наиболее массовые и громкие факты «отсеивания нежелательных пассажиров» были связаны с мировым чемпионатом по футболу-2006, проходившим в Германии. Тогда по заранее согласованным спискам и совместно с полицией ряда государств авиакомпания Lufthansa не продавала билеты тем, кто уже отметился побоищами на разных стадионах мира. А в прошлом года власти ФРГ заговорили о более тщательной проверке данных на авиапассажиров из стран, не входящих в состав Евросоюза. Кроме того, руководство Германии мечтает создать списки особо одиозных, скандально зарекомендовавших себя персон. Также планируется вносить в «черный список» авиакомпаний тех, кто нарушает закон на территории ФРГ. К грехам предполагается отнести пьяные дебоши в общественных местах, незаконное занятие проституцией и даже проезд в транспорте без билета.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

ИЗРАИЛЬТЯНЕ СМОТРЯТ В ГЛАЗА КАЖДОМУ ПАССАЖИРУ
Как ни странно, но самая известная израильская авиакомпания «Эль-Аль» обходится без «черных списков». Система проверки пассажиров при посадке в самолет этого авиаперевозчика такова, что исключает попадание на борт не только террористов, но и потенциальных хулиганов. Служба безопасности «Эль-Аль», действующая автономно во всех аэропортах, куда летают ее самолеты, проводит беседы с каждым пассажиром, еще даже не предъявившим билет диспетчеру. Разумеется, главная задача – выявить вероятность пронесения на борт взрывчатки и оружия. Но проверяющий отсеивает и тех, кто пьян. Такие пассажиры на борт не допускаются. Проблемы могут возникнуть и у шутников, небрежно отвечающих на простые вопросы, заявляющие, например, что у них «есть оружие, но они оставили его в туалете».
Валентин БОЙНИК, Иерусалим

Опубликовано в номере «НИ» от 1 февраля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: