Главная / Газета 12 Июля 2007 г. 00:00 / Происшествия

Дверь под напряжением

Почему подъездные домофоны опасны для жизни

ЛЮДМИЛА НАЗДРАЧЕВА, ИРИНА ГОЛУБЕВА

Вчера стало известно, что в Казани убило током семиклассницу, когда она набирала цифры на домофоне. К счастью, пока таких случаев в России лишь единицы. В основном домофоны лишь щиплют жильцов несильными ударами тока. Специалисты утверждают, что причина – в частых поломках приборов, так как компании обычно не утруждают себя проверками электронных замков после установки. Но в домофон-центрах говорят, что виноваты в неполадках жильцы, которые пытаются устранить неполадки в приборах и неправильно их подключают.

В Казани 13-летняя школьница стала жертвой домофона. Девочка только дотронулась до прибора, чтобы набрать код, как ее ударило током. Разряд оказался настолько сильным, что она умерла на месте. Свидетелями трагедии стали соседи. Они даже не подумали, что девочку ждет опасность, так как сами за пару часов до инцидента пользовались домофоном. Жильцы решили не прикасаться к опасному прибору, пока он был включен. Чтобы обесточить домофон, электрикам пришлось выключить электричество во всем доме. Замкнувшуюся железную дверь демонтировали спасатели. Теперь прокуратура собирается провести экспертизу и выяснить, кто виноват в том, что прибор стал убивать людей.

Многие россияне сталкивались с коварством электронных звонков. «В подъезде моего дома, когда я нажимаю на кнопки домофона пальцами одной руки, а другой держусь за ручку двери, чувствую, что кнопки начинают слабо бить током, – рассказывает Светлана Кузнецова. – Если за ручку не держаться, эффект исчезает. И непонятно, почему так происходит?» Жильцы подозревают, что все дело в плохих приборах, которые либо были некачественно установлены, либо вышли из строя. «Это не- удивительно, ведь в компаниях, устанавливающих и обслуживающих домофоны в жилых домах, часто работают неквалифицированные специалисты, – рассказал «Новым Известиям» управляющий сервисной службой столичной компании по установке домофонов в офисах Олег Антипов. – Часто на рынке по установке работают частные предприниматели, которые вообще могут не понимать, как подсоединять провода. Как правило, если прибор ломается, они отказываются его чинить, несмотря на договор. А в принципе должны были еще и следить за его эксплуатацией». По словам Олега Антипова, мелкие компании часто закрываются в течение года, и ответственных за возникающие инциденты уже не найти.

Компании, занимающиеся установкой и обслуживанием домофонов в жилых домах, подтверждают, что приборы довольно часто одаривают жильцов ударами тока. «Случиться это может после дождя, – рассказывает «НИ» специалист столичной компании Леонид Попов. – Однако дело не в самих домофонах. Они не могут ударить током, ведь в приборах разряд не превышает 15 В. Причина зачастую кроется во всей электронике дома. Током бьет железная дверь, на которой заземлен домофон. Поэтому все претензии должны быть адресованы к электрикам. Но все же бывает так, что домофоны просто неправильно устанавливают и подключают их к проводке в 220 В. Обычно это делают сами жильцы дома, которые пытаются починить сломавшийся прибор. Им легче самим залезть в проводку, чем вызывать обслуживающую компанию». По словам Леонида Попова, в результате домофон так и не начинает работать, но еще и становится опасным.

Получив «заряд» от неисправного домофона, жители обычно начинают искать ответственных за обслуживание прибора. «Я сам столкнулся с такой проблемой, – признался «НИ» председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ. – Мне пришлось провести целое расследование, чтобы найти компанию, которая обслуживала мой домофон. Договор с этой компанией заключил один из соседей. По закону только он мог требовать от специалистов починить прибор. Мне пришлось его подгонять, чтобы он пошел в компанию. Здесь все зависит от того, кто договаривается с компанией. В ряде случаев эту работу осуществляют ДЭЗы. Но на себя ответственность за поломки они не берут». В самих ДЭЗах всеми силами открещиваются от электронных замков. «Жильцы дома сами выбирают, услугами какого домофон-центра им воспользоваться, – рассказали «НИ» в ДЭЗе Можайского района Западного округа Москвы. – Мы лишь связующее звено, поэтому все вопросы мы адресуем компании, обслуживающей домофоны».

Как выяснили «Новые Известия, взыскать компенсацию за опасные разряды, по словам юристов, не так уж и просто. «Непросто установить причинно-следственную связь. Ведь трудно установить, как прибор в 15 В бьет током, – рассказал «НИ» юрист Алексей Гугаев. – Если случай со смертельным исходом, то все претензии в рамках уголовного дела будут адресованы к специалисту, который устанавливал домофон. Ну, а если периодически неисправный прибор бьет жильцов небольшим током, то нужно требовать компенсации с компании-установщика. А этого добиться непросто. Моральный ущерб вычислить сложно, как и привлечь ответственных за обслуживание. Поэтому проблема повисает в воздухе». Специалисты советуют лишь одно – ответственнее подходить к выбору компании, которая установит на дверь электронный замок.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 июля 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: