Главная / Газета 21 Декабря 2006 г. 00:00 / Происшествия

Дьявол в деталях

Применение контрафактных запчастей в самолетостроении создает угрозу безопасности полетов

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Вчера прокуратура Москвы подтвердила «Новым Известиям» факт предъявления обвинений заместителю генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергею Цивилеву. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах и подделке документов. По версии следствия Цивилев собирался направить крупную партию контрафактных запчастей к истребителям «Миг-29» в Польшу. Эксперты по безопасности полетов уверены, что такие формы «предпринимательства» приобретают в России массовый характер и создают реальную угрозу безопасности авиапассажиров.

Если ситуация с контрафактными деталями не изменится, пассажирам придется искать альтернативу самолетам.<br>Фото: ИТАР-ТАСС
Если ситуация с контрафактными деталями не изменится, пассажирам придется искать альтернативу самолетам.
Фото: ИТАР-ТАСС
shadow
Следствие полагает, что Сергей Цивилев и гендиректор ООО «Авиаремснаб» Мусаил Исмаилов собирались продать в Польшу контрафактные запчасти. В августе 2005 года корпорация «МиГ» заключила контракт с польской компанией «Полит-электроник» на поставку новых запчастей к истребителям «МиГ-29». Общая сумма сделки оценивается в 18 млн. рублей. Однако в последний момент запчасти изъяли следователи. Оказалось, что часть деталей была изготовлена фирмами, не имевшими лицензий на производство запчастей для самолетов. К деталям прилагались фальшивые паспорта и сертификаты. «Обвинения Мусаилу Исмаилову и Сергею Цивилеву были предъявлены еще 8 декабря этого года, – сообщила «Новым Известиям» помощник прокурора Москвы по связям со СМИ Светлана Петренко. – Они подозреваются в мошенничестве в особо крупном размере и подделке документов». Возможно, уже в январе дело будет направлено в суд.

В самой корпорации «МиГ» к претензиям прокуратуры относятся скептически. «Нас настораживает то, в какой момент было заведено дело, – поделилась с «НИ» начальник управления общественных связей РСК «МиГ» Елена Федорова. – Дело завели тогда, когда стало известно, что нынешний гендиректор «МиГа» переходит на должность главы Объединенной авиастроительной корпорации, а Сергей Цивилев станет в «МиГе» первым человеком». При этом г-жа Федорова затруднилась ответить, чем могло мешать прокуратуре повышение Цивилева в должности. «Получить контроль над корпорацией хотели бы многие, ведь, по оценкам экспертов, ее портфель заказов в следующем году может достичь шести миллиардов долларов, – добавила Елена Федорова. – А вообще у нас более двух тысяч компаний-поставщиков. Работает целый цех по системе качества, ни о каких некачественных деталях не может быть и речи».

Вообще же количество громких уголовных дел, связанных с поддельными запчастями для самолетов, в последнее время только растет. В августе этого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении инженера ЗАО «СБ-120 Шереметьево». Эта фирма торговала контрафактными запчастями для самолетов, а склад, где они хранились, находился на территории НИИ гражданской авиации в Шереметьево. Напомним, что возможное использование контрафактных запчастей упоминалось среди вероятных причин катастрофы под Донецком «Ту-154» «Пулковских авиалиний» в августе этого года.

Специалисты по безопасности полетов убеждены: если предпринимательство, связанное с производством и сбытом контрафактных деталей, не будет пресечено, над авиапассажирами нависнет серьезная угроза. «Масштабы бизнеса, основанного на продаже бракованных деталей для самолетов, в нашей стране огромны, – выразил «НИ» свое беспокойство один из независимых экспертов по безопасности полетов. – В России порядка двадцати авиаремонтных заводов. На некоторых из них в нерабочее время изготовляются контрафактные детали».

По словам эксперта, контрольные органы, которые должны пресекать эту деятельность, не работают, усилий Ространснадзора не хватает. «За качеством запчастей должны следить инженерные службы гражданской и военной авиации, – продолжает специалист. – Контроль должен быть как на уровне производства деталей, так и на уровне их складирования и продажи». Выдача лицензий на производство деталей для самолетов должна быть, по мнению специалиста, централизованной. На практике лицензированием занимаются многие предприятия.

Контрафактные детали, по утверждению специалиста, часто попадают в российские самолеты, хотя фактором, напрямую влияющим на авиакатастрофы, они становятся не всегда. Не секрет, что почти все важные системы самолета дублируются, т.е. если откажет одна, есть запасная. По статистике чаще всего выходят из строя и подделываются гидронасосы, фильтры на двигателях и лопатки на реактивных двигателях.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 декабря 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: