Главная / Газета 23 Ноября 2006 г. 00:00 / Происшествия

Не сошлись бортами

В небе над Подмосковьем могла произойти авиакатастрофа

АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Вчера стало известно о том, что во вторник днем в небе над столичным регионом чуть не столкнулись самолеты зарубежных авиакомпаний. Экипаж люксембургского самолета Lear Jet-35, вылетевшего из аэропорта «Внуково», начал набирать высоту без команды диспетчеров. В эту же минуту в данном районе шел на посадку латвийский самолет Falcon-50. Ситуацию осложнял сильный туман. Трагедии удалось избежать благодаря профессионализму московских диспетчеров, сумевших «развести» борта в стороны.

Столкновение двух воздушных судов в небе над «Внуково» едва не произошло во вторник в 14.10. По примерным оценкам, всего на бортах находились около 200 человек. В Федеральной аэронавигационной службе считают, что причиной возможного инцидента стала ошибка экипажа из Люксембурга. «Экипаж люксембургского самолета Lear Jet-35 с бортовым номером LXONE, следовавшего рейсом Внуково–Париж, выполнял схему выхода из аэропорта без команды авиадиспетчеров, то есть самовольно приступил к набору высоты, – сообщил «НИ» пресс-секретарь руководителя Федеральной аэронавигационной службы Андрей Прянишников. – В этот момент навстречу воздушному судну снижался латвийский самолет Falcon-50, выполнявший рейс Рига–Шереметьево. Опасное сближение двух судов запросто могло бы привести к их столкновению.

«В воздушное пространство Москвы ведут пять парных коридоров – для входа и выхода в каждом, – рассказал «НИ» один из независимых экспертов по безопасности полетов. – Борт на «Шереметьево» направлялся навстречу люксембургскому судну по одному из этих коридоров. Главный центр воздушной зоны Москвы расположен как раз во «Внуково». Одним из неприятных факторов, усугубивших возможную катастрофу, была низкая облачность». Специалист отметил, что «самолеты разошлись по высоте и по месту на минимально безопасном расстоянии».

По словам Андрея Прянишникова, виновником возможной трагедии был бы один из люксембургских пилотов. «У экипажа на взлете очень много функций, и тот член экипажа, который отвечал за радиосвязь, то ли по ошибке, то ли по халатности не отвечал на запросы авиадиспетчеров с земли», – добавил г-н Прянишников. К счастью, связь с экипажем удалось восстановить в тот момент, когда самолет достиг высоты в 3200 метров. Самолет был обнаружен на частоте старта и переведен на частоту круга диспетчерами Московского центра автоматизированного управления воздушного движения. Жизни многих людей были спасены благодаря их профессионализму. «Спастись во время подобной авиакатастрофы практически невозможно», – заключил Андрей Прянишников.

Технически переход с частоты старта на частоту круга означает смену одного эшелона высоты на другой. В каждом из этих эшелонов свой канал радиосвязи. Перемена канала ни в коем случае не должна осуществляться пилотом самовольно, а только по согласованию с диспетчером. Диспетчер на каждом канале опять же свой. Эксперты считают, что угрозы столкновений самолетов возникают по причине безответственности – пресловутого человеческого фактора. «Подобные вещи происходят из-за безответственности экипажа или диспетчера, – поделился вчера с «НИ» заслуженный летчик-испытатель России Александр Акименков. – Порядок взлета и захода на посадку воздушных судов четко регламентирован, и если случается инцидент, значит, кем-то была допущена ошибка».


НАЗВАНЫ ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ А-310 В ИРКУТСКЕ

Вчера Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование крушения самолета А-310 авиакомпании «Сибирь» в аэропорту Иркутска. Согласно официальному сообщению МАК причиной катастрофы лайнера стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. «После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован, из положения «малый газ» в положение значительной прямой тяги. При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателей и скоростью движения самолета, имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на «малый газ» или выключению двигателя», – говорится в официальном заключении технической комиссии.

С самых первых дней, прошедших после катастрофы, «Новые Известия» предсказывали именно такой исход расследования ее причин. Независимые специалисты убеждены, что иркутскую трагедию определил целый ряд факторов. «Первичным фактором стала мокрая взлетно-посадочная полоса, – заявил «НИ» эксперт по безопасности полетов, пожелавший сохранить инкогнито. – Далее следуют неисправности в основных и аварийных тормозах и только потом – возможные неоптимальные действия экипажа». Эксперт полагает, что в числе причин трагедии есть и эргономические, т.е. катастрофа могла произойти из-за плохой приспособленности конкретных узлов техники (штурвалов, переключателей, педалей) к человеку, управляющему воздушным судном.
Катастрофа самолета А-310 произошла 9 июля 2006 года. После посадки в иркутском аэропорту лайнер выехал с посадочной полосы, пробил бетонное заграждение, врезался в гаражи и загорелся. На борту находились 203 человека, 124 из них погибли.

Алексей ОЛЬШАНСКИЙ

Опубликовано в номере «НИ» от 23 ноября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: