Главная / Газета 29 Сентября 2006 г. 00:00 / Происшествия

Путевка в новую жизнь

Липовые турфирмы регулярно наживаются на наивности студентов и пенсионеров

ЛЮДМИЛА НАЗДРАЧЕВА

Мошенники на выдумку хитры – все время находят новые ниши и жертв для своего «бизнеса». В последние месяцы набрал размах оригинальный вид жульничества – на безработных, которые ищут в Москве лакомые вакансии. Вслед за другими соискателями корреспондент «НИ» решил устроиться в одну из туристических фирм, которая сулила зарплату в полторы тысячи долларов. Правда, сперва надо было пройти платные курсы, организованные в офисе…

Если вы хотите легко «срубить» 1500 долларов в месяц на приятной работе в турфирме, значит, кто-то легко заработает 600 рублей на вашей доверчивости.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Если вы хотите легко «срубить» 1500 долларов в месяц на приятной работе в турфирме, значит, кто-то легко заработает 600 рублей на вашей доверчивости.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Небольшое подвальное помещение, расположенное в центре Москвы, где находится «Руно-тур» (название изменено. – «НИ»), найти непросто. На стенах жилого дома № 10 по улице Машкова нет такой вывески. Несмотря на это, сотни безработных ежедневно отыскивают эту черную железную дверь – они мечтают занять вакансию, которую обещают многочисленные объявления в рекламных газетах. На входе немолодой охранник встречает с непривычной для его кавказского вида просьбой: «Предъявите документики!» Вертя в руках паспорт и лукаво щурясь, предупреждает: «Мы сейчас проверим, откуда вы к нам пожаловали». Потом все же пропускает внутрь – в душное помещение без окон и с дешевым ремонтом, где располагаются около двадцати столиков, за которыми сидят менеджеры. Работницы офиса – в основном женщины среднего возраста. Мужчин меньше, всего человек пять.

И будет тебе счастье!

Я попадаю к менеджеру Алле Георгиевне. Изысканная дама бальзаковского возраста, спросив, чем я раньше занималась, сует маленькую анкету с десятью вопросами и, заглядывая в глаза, быстро объясняет, что в неделю я буду получать минимум 6 тысяч рублей. Плюс 3 тысячи – гонорары с каждой проданной путевки.

«В клиентах отбоя не будет! – заверяет она, выводя на бумаге внушительные цифры. – Рекламная служба у нас работает хорошо. Так что в месяц будете зарабатывать более полутора тысяч долларов. Только придется пройти курсы. Вы ведь с туризмом дело никогда не имели? Наверняка не знаете, чем отличаются туроператоры от турагентов. А у нас лицензии на оба вида деятельности. Без курсов на работу взять не сможем. Они-то стоят всего-ничего – 600 рублей за три интересные лекции. А я вам в процессе работы помогать буду, стану вашим куратором».

Покорно достаю деньги и ставлю свой автограф в договоре, по условиям которого фирма предоставит мне «очные консультации». У менеджера за соседним столиком разговор с потенциальным работником явно не клеился – так просто расставаться с шестью сотнями соискательница не решалась. Закончив со мною, Алла Георгиевна бежит на подмогу коллеге, восклицая на ходу: «Как же вы хотите заработать, ничего не вложив?!»

Групповое надувательство

Наутро уже на первом занятии мне встречается эта недоверчивая девушка – в числе остальных 32 слушателей. На лекциях сотрудники фирмы, чертя на доске комбинацию цифр с многочисленными нулями, терпеливо объясняют, что клубный туризм, которым занимается компания, намного лучше и дешевле классического. Я слушала, писала тезисы в тетрадь, а когда было скучно, разглядывала будущих коллег по турфирме. Группа попалась мне странная, какая-то разношерстная – домохозяйки, студенты, две пенсионерки, бывшие учительницы, и, наконец, какой-то турагент из Магадана. «Неужели они все, даже пенсионерки, справятся с такой работой?» – подумалось мне. На следующий день – вторая лекция. На нее пришла ровно половина – 16 человек. Опять лекция о том, чем хорош клубный отдых.

Иду к Алле Георгиевне. Кроме меня к ее столику подсаживаются кружком еще пять девушек. Алла Георгиевна вкрадчиво толкует: «Чтобы работать менеджером нашей фирмы, сидеть в офисе и получать зарплату, вы должны приобрести всего за 15 тысяч рублей путевку клубного отдыха на три недели. Сроком действия на три года. Вы завтра приносите деньги, и мы сразу же заключаем с вами трудовой договор. Для таких крупных заработков, как у нас, – это вложения минимальные. Путевку отработаете за одну неделю. Купон к тому же можно будет перепродать в процессе работы».

Соискательницы заерзали на стульях. Лицемерно улыбаясь, все хором ответили Алле Георгиевне: «Подумаем над предложением!..» Назавтра на последнюю, третью лекцию пришли пятеро. Путевку никто не купил. Как, впрочем, и не стал деловым партнером. Все тихо распрощались с шестью сотнями и хмуро двинулись к дверям.

Меня тормознула Алла Георгиевна. «Девушка, погодите! – Она наклонилась к моему плечу и проговорила почти шепотом: – Вы мне особенно понравились. Открою секрет: со всего курса я имею право сделать скидку только одному участнику. И раз вы мне так понравились, я решила предложить эту скидку именно вам. Можете взять тот же купон всего за шесть тысяч!» – «Но у меня нет столько!» – «Неужели не найдется всего шести тысяч?! – изумилась Алла Георгиевна. – Вот я сама, когда устраивалась сюда на работу, обежала своих друзей, заняла денег, купила этот купон, а потом эти деньги вернулись за одну неделю! Позвоните своим знакомым, ведь всегда же можно одолжить!» Еле сдерживаясь от смеха, пробормотала: «Хорошо, подумаю!» Я направилась к выходу, а миниатюрная Алла Георгиевна уже заманивала на «очные консультации» следующего соискателя.

Формула обмана

На оказании «очных консультаций» только с одной группы фирма заработала порядка 18 тыс. рублей. Как признаются бывшие менеджеры компании, таких групп в неделю удается собрать около шести. «За каждого клиента, согласившегося на лекцию, я получал 200 рублей, – признается «НИ» 36-летний Олег, отработавший в «Руно-тур» три месяца. – А если уж раскрутишь соискателя на покупку всей путевки, то 100 долларов. И 80 долларов полагаются за то, что твой бывший «ученик» тоже ухитряется сбыть свою первую путевку».

Не просто доверчивые, но еще и денежные соискатели – редкость. За три месяца работы Олег сумел «толкнуть» только свою путевку, которую сам же приобрел после лекций. Зато раскрутить соискателей на курсы за 600 рублей – проще простого. «По объявлению к менеджеру в день приходят примерно шестеро, а на лекции соглашаются один-два, – откровенничает Олег. – В фирме же насчитывается около 40 менеджеров, поэтому в неделю удается сколотить шесть групп. Итого в месяц на одних только лекциях «Руно-тур» зарабатывает около 400 тыс. рублей».

В Москве по схожему алгоритму сегодня трудятся с десяток компаний. Это компьютерные фирмы, которые перед устройством предлагают кандидатам купить за 1700 рублей карточку, на которую «мы будем вам перечислять зарплату». Рекламные агентства, продающие соискателям клиентскую базу («она же вам понадобится в работе»). Но чаще псевдоработодатели предстают в обличии туристических фирм – сюда всегда больше желающих, ведь в путешествиях «все разбираются».

Как вычислить жулика

На зов мошенников обычно попадаются люди трех категорий. Как объясняет «НИ» генеральный директор одного из солидных кадровых агентств Алексей Ефремов, «во-первых, те, кто недавно перебрался в столицу и спешит устроиться на работу, второпях они не замечают подводных камней; во-вторых, люди предпенсионного возраста или без высшего образования. Они клюют на любое предложение, даже сомнительное. В-третьих, это студенты, которые пока просто неопытны».

В любом случае счастливые обладатели путевок, прошедшие платные курсы, могут обратиться в милицию. Адвокат Андрей Князев полагает, что у них есть шансы на успех. «Но собрать доказательства по универсальной статье 159 УК («мошенничество»), будет не так-то просто, – говорит «НИ» адвокат. – Лучше обращаться с гражданским иском. Руководствуясь практикой, утверждаю: свои деньги отсудить можно».

Но, как правило, жертвы обмана тихо мирятся с потерями. Психологов такая робость не удивляет. «Обращаться за защитой к третьим лицам – значит осознать и принять свою беспомощность, что не очень-то приятно. Люди, которые ищут работу, как правило, чувствуют себя неуверенными, – говорит член ассоциации психологов России Наталья Дегтярева. – А работодатель в их подсознании выглядит по иерархии фигурой более высокой и сильной. Поэтому при обмане внутренние мотивации кандидатов не настолько сильные, чтобы отстаивать свои права и требовать возмещения».

На самом деле, вычислить жулика можно прямо по рекламе в газете. Обычно большая часть страницы там забита объявлениями одной и той же фирмы со ссылками на разные контактные телефоны. Но – внимание: только на сотовые! А главный признак «липы» – ни одна серьезная компания не потребует с потенциального работника денег за предварительное обучение.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 сентября 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: