Главная / Газета 10 Июля 2006 г. 00:00 / Происшествия

«Я видел, как живьем горели люди»

Выживший пассажир самолета А-310 рассказал «НИ» подробности трагедии в Иркутске

ЕКАТЕРИНА ВЫРУПАЕВА, Иркутск, АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Сегодня в России траур по людям, погибшим во время крушения самолета А-310, совершавшего рейс Москва – Иркутск. Авария произошла в ночь на воскресенье в 2.45 по московскому времени при посадке в иркутском аэропорту. На месте погибло больше 120 человек. Те, кому посчастливилось уцелеть, доставлены в больницы города. В Генеральной прокуратуре наиболее вероятной причиной крушения считают техническую неисправность аэробуса.

У самолета уцелела только хвостовая часть.<br>Фото: АP
У самолета уцелела только хвостовая часть.
Фото: АP
shadow
Несчастье произошло утром при неблагоприятных погодных условиях – на тот момент в Иркутске уже почти сутки шел сильный дождь, висела низкая облачность. По словам очевидцев происшествия, поначалу посадка А-310 проходила нормально, но вскоре пассажиры заметили, что лайнер подозрительно долго не останавливается. Затем внезапно раздалось два громких хлопка, самолет задел что-то крылом, его развернуло и понесло на постройки. От столкновения с ними нос авиалайнера начал складываться гармошкой, во фюзеляже образовалась дыра. По рассказу одного из очевидцев, все произошло очень быстро, многие пассажиры в это время еще не до конца проснулись. Труднее всего было сидящим в правой центральной части самолета – именно на эту сторону пришелся основной удар. После того как начался пожар, люди стали выпрыгивать из самолета в образовавшиеся в правом борту дыры и через аварийные выходы.

«Я чудом уцелел, – рассказывает корреспонденту «НИ» один из спасшихся Александр М. – Был пристегнут ремнями безопасности и не сразу смог выбраться из кресла, но рядом со мной образовалась дыра в борту самолета, в нее-то я и выскочил… Я видел, как люди горели живьем… Нам в Москве, когда мы вылетали в Иркутск, заменили самолет – говорят, мы должны были лететь на другом аэробусе. Поэтому пассажиры сидели не на тех местах, которые значились в билетах, – там была другая нумерация. В эконом-классе, где я должен был вообще-то сидеть согласно билету, мне место досталось возле туалета, и я отказался туда садиться. Поэтому меня поместили в бизнес-класс. Мне просто повезло. Со мной летели этим классом еще 8 человек. Я не знаю, выжили они или нет».

Как выяснилось, при заходе на посадку, уже после того, как произошло соприкосновение с землей, самолет на большой скорости сошел с посадочной полосы, резко завернул вправо и врезался в частные гаражи, после чего остановился и мгновенно загорелся – в баках вспыхнуло топливо. При столкновении с гаражами вся передняя часть аэробуса оказалась полностью разрушена.

Вчера к полудню в больницы было доставлено 64 человека, выживших в катастрофе, – почти все с ожогами верхних дыхательных путей (среди них три члена экипажа – стюардессы). Как сообщила «НИ» сотрудник пресс-службы МЧС России Юлия Стадникова, «на место происшествия вылетел самолет МЧС из Москвы с психологами центра экстренной психологической помощи». Тела 124 погибших доставлены в центральный городской морг для опознания. Судьба остальных неизвестна. На борту авиалайнера оказались в том числе дочь известного писателя Валентина Распутина, а также руководитель управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков, назначенный на эту должность полтора года назад. Их имен в списках выживших не значится.

Больше всего раненых отвезли в 3-ю Кировскую больницу. В ее отделениях и реанимации находились чуть больше 20 человек. Троих из них отпустили сразу после оказания первой медицинской помощи. Еще 17 жертв катастрофы госпитализированы в областную больницу, из них 14 находятся в тяжелом состоянии и состоянии средней степени тяжести, только трое вчера чувствовали себя нормально.

К несчастью, на борту потерпевшего крушение лайнера оказалось немало детей. Шестерых госпитализировали в Ивано-Матренинскую больницу. Самому младшему из них недавно исполнилось три года. Один мальчик находится в крайне тяжелом состоянии, врачи продолжают бороться за его жизнь, еще двое были подключены к аппарату искусственного дыхания. У всех раненых детей наблюдаются симптомы отравления угарным газом и ожог дыхательных путей.

Заколдованное летное поле Иркутска

По словам независимых экспертов, опрошенных «НИ», трагедию мог вызвать целый ряд факторов, в том числе неисправности в самом самолете, ошибки диспетчеров и пилотов, а также ненастье. Официальные версии трагедии пока не озвучиваются. Как говорит руководитель штаба по расследованию обстоятельств аварии, и.о. главы Иркутской области Юрий Параничев, «о том, что это не теракт, говорят свидетельства очевидцев, а также то, что от взлета до посадки все происходило в штатном режиме – вовремя поднялись в небо, по расписанию сели, полет проходил нормально. «Что случилось потом, выяснит правительственная комиссия, которая начала работу», – сказал руководитель областного штаба Юрий Параничев. И добавил: «Говорить о том, что трагедия произошла из-за того, что в иркутском аэропорту слишком короткая взлетно-посадочная полоса, тоже не приходится. Сейчас идет ее реконструкция, полоса удлиняется».

Директор Восточно-Сибирского филиала авиакомпании «Сибирь» Александр Зюбр: «Самолеты А-310 на «вооружении» авиакомпании уже два года – особых претензий и нареканий по техническому состоянию этой модели до сих пор не было (у компании 10 таких самолетов). Будет ли дальше эксплуатироваться эта модель, решится по результатам работы государственной комиссии. Что касается «человеческого фактора», то самолет вели опытные иркутские пилоты, к которым у авиакомпании претензий никогда не было.

А-310 погиб, когда казалось, что рейс уже закончен.
Фото: АР
shadow После своего создания в 1987 году французский аэробус переходил из рук в руки: он поочередно принадлежал компаниям из США «Панамерикэн», «Дельта», а затем «Аэрофлоту», и наконец последним его владельцем стала компания S7 («Сибирь»). Общий налет самолета достиг 52 тысяч часов.

По мнению специалистов, с которыми побеседовал корреспондент «НИ», истинной причиной произошедшей в Иркутске беды стало совпадение нескольких факторов – человеческого, технического и погодного. «Начнем с того, что самолет летел из Москвы всю ночь, поэтому фактор огромной усталости экипажа никак нельзя сбрасывать со счетов, – рассказал «НИ» независимый эксперт по безопасности полетов. – Кроме того, посадка самолета совпала с сильным дождем, и взлетно-посадочная полоса была мокрой. Как таковая влажность полосы не могла бы привести к трагедии. Очевидно, нечто внештатное произошло со стойками шасси и тормозной системой самого аэробуса. Когда возникает разбалансировка в торможении, т.е. одна стойка шасси тормозит сильнее другой, фактор скользкости взлетно-посадочной полосы начинает играть огромную роль».

По словам специалиста, «возможно, что неисправность в управлении самолетом совпала с неоптимальными действиями самого летчика, но доподлинно об этом можно будет судить только после того, как обнародуют данные речевого самописца А-310. Это авиационное происшествие явно нужно отнести к сложным, ведь есть еще и диспетчеры, которые дали команду пилотам садиться».

Дело в том, что в условиях сухой погоды коэффициент сцепления шасси с взлетно-посадочной полосой принято считать равным единице. В скользкую погоду этот показатель снижается до 0,3–0,7. В этом случае ошибку могли совершить и диспетчеры, разрешившие пилотам садиться. Кстати сказать, для проверки этих обстоятельств не требуется даже расшифровка «черных ящиков», ведь слова диспетчеров записаны на магнитофоне, установленном на пульте управления».

Эксперт обратил внимание корреспондента «НИ» на то, что большое значение имеет фактор того, «успели ли летчики вовремя выключить двигатели, ведь в руководстве по эксплуатации самолета четко прописано, что при сходе с полосы и угрозе возникновения столкновения с препятствием летчики должны, не дожидаясь столкновения, выключить двигатели и включить противопожарную систему». Специалист предположил, что расследование причин трагедии обещает быть сложным.

Вчера в Иркутск прибыли полпред президента в Сибирском округе Анатолий Квашнин и ожидался прилет главы МЧС Сергея Шойгу.

На месте крушения работают бригады врачей, психологов, прокуратура проводит опрос родственников и очевидцев трагедии. Бортовые самописцы переданы в прокуратуру, где будет решаться вопрос о том, где будет вестись их расшифровка – в Москве или на заводе-изготовителе аэробусов А-310 во Франции (концерн «Эрбас»).

В Генеральной прокуратуре рассматриваются все версии крушения, однако одной из основных пока считается неисправность самолета. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ – «нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших. По его поручению вчера была создана правительственная комиссия по расследованию причин трагедии и оказанию помощи пострадавшим. В состав комиссии вошли председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина, и. о. губернатора Иркутской области Юрий Параничев, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик, мэр Иркутска Владимир Якубовский, а также представители МЧС, ФСБ, МВД и других структур. Возглавил комиссию министр транспорта России Игорь Левитин.

Между тем представители европейского авиастроительного концерна Airbus, сконструировавшего злополучный А-310, намерены оказать техническую поддержку в расследовании. Шесть экспертов из Airbus вчера вылетели в Иркутск. При этом как-либо толковать возможные причины в компании не торопятся. Представитель концерна заявил, что подобные комментарии входят в компетенцию лишь российских властей. Независимые эксперты полагают, что сотрудники Airbus отправились в Иркутск, чтобы отстаивать там свои интересы.

Вчера же в Иркутск из Москвы вылетели родственники пассажиров А-310. По словам начальника пассажирских перевозок иркутского аэропорта Светланы Марковой, в аэропорту готовы их принять и разместить в гостиницах. Как ожидается, сегодня в городском морге Иркутска начнется процедура опознания погибших.


СПРАВКА

Воскресная авария стала уже вторым случаем крушения аэробусов за последние два месяца. Первая произошла в ночь на 3 мая в Сочи с аэробусом А-320 «Армянских авиалиний». Но для Иркутска это уже пятая по счету авиакатастрофа за последние годы.
3 января 1994 года вскоре после взлета у пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс 130 Иркутск–Москва, произошли сбои в работе двигателя. Самолет после взлета упал на окраине села Мамоны, недалеко от Иркутска.
6 декабря 1997 года в результате отказа всех четырех двигателей на жилой квартал Иркутска-2 рухнул грузовой Ан-124 «Руслан».
26 июля 1999 года в Иркутском аэропорту потерпел катастрофу грузовой самолет Ил-76 авиакомпании «Эльф-Эйр», выполнявший чартерный рейс из Китая в Москву.
3 июля 2001 года под Иркутском разбился пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «ВладивостокАвиа», выполнявший рейс Екатеринбург–Иркутск–Владивосток. Авиакатастрофа произошла при заходе на посадку для дозаправки. Ту-154 упал в четырех километрах от населенного пункта Бурдаковка, в 22 километрах от аэропорта Иркутска.


В пятницу на западе Африки, в Демократической Республике Конго, разбился транспортный самолет Ан-12, погибли члены экипажа – трое россиян и конголезец. Трагедия произошла на востоке страны. Самолет совершал рейс между городами Гома и Кисангани. Почти сразу после взлета загорелся один из двигателей, было принято решение об аварийной посадке. Однако в условиях горной местности приземление оказалось неудачным, около 16 часов по местному времени Ан-12 врезался в склон. Погибших обнаружил отряд конголезских спасателей. Пассажиров на борту самолета не было. Самолет принадлежал частной авиакомпании. МИД России уже подтвердил факт гибели наших соотечественников.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 июля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: